Горный король

Ренат Шарафуллин еще раз осмотрел свой велосипед, легонько тронул переднее колесо, оно вращалось на оси долго и неслышно. Он, довольный, пошел к старту.
А предстоял самый сложный, хотя и не самый длинный этап Всесоюзной многодневной велогонки на приз газеты «Социалистическая индустрия». Он должен был внести ясность и в личные результаты гонщиков, и в положение команд.

Прямо со старта дорога заметалась под скалами.

Команда гонщиков РСФСР уже который день шла первой, значит, и наша «техничка» шла первой, во главе длинного каравана машин сопровождения. Механик достал арбуз, разрезал его, но было стыдно есть, глядя на темневшие от пота спины парней, взбирающихся на перевал. Он так и остался на сиденье до конца дня.

Ренат вышел вперед и взвинтил темп, который оказался, как выяснилось чуть позже, многим не под силу. 
Шарафуллин вполне ясно понимал, что этот день должен стать для него главным. Многим показалось, что гонку он начал не совсем уверенно. Однако это было не так. В первые дни он, несмотря на все свои честолюбивые замыслы (а у кого их нет на старте?), должен был подчинить свои интересы интересам команды, за которую выступал,—сборной России.

Тренеры рассудили мудро, да и сами ребята были с ними согласны — укрепиться в командном зачете, а потом уже — «твори, выдумывай, пробуй». И вот Ренат, получив, наконец, желанную свободу, наваливаясь на педали, лез и лез вверх, к Хайдарканскому перевалу, на высоту 2200 м к победе на этом горном финише.

Он не смог оторвать рук от руля, чтобы поприветствовать зрителей, восторженно смотревших на спортсмена в момент, когда он первым пересекал белую черту горного финиша. Теперь — вниз! В долину Соха. Ренату вдруг стало легко и радостно, что вот он летит вниз один.

Пусть щебень разбитой дороги нещадно трясет его, все равно приятно вдыхать тугой и вкусный запах опадающих листьев и чувствовать, что никто и ничто этому полету уже не помешает. Ренат не мог знать, что творится у него за спиной. А на крутых улочках поселков, разбросанных по берегу, пыльное марево смешало все в одну кучу, казалось, время остановилось и не будет этому конца — звону колес, визгу тормозов и крикам о помощи. Технической, разумеется. Прокол за проколом. Включенные фары машин не в силах пробить эту серую пелену.

 

Группа растянулась на добрые два десятка километров. И во главе этой кавалькады был Ренат Шарафуллин. Он нацелился еще на один горный финиш и шел к нему. Девять километров серпантинного подъема долины измотали его. И, когда уж совсем стало невмоготу, он вспомнил... Весь этот долгий, полный успехов и разочарований сезон, вспомнил, как он тренировался один полтора месяца, а его друзья побеждали в далеком Монреале на Олимпиаде. Ему было тяжело переносить одиночество и нагрузки, которые сам для себя придумал.

 

Ренат решил пройти в высоком темпе 10 километров, но невыносимо тяжко становилось уже на шестом. А он решил пройти через свою слабость, через вечное и горькое «не могу». Он вспомнил весну, перевалы в Италии, Альпах. Большие гонки профессионалов, асов дорог. Как в калейдоскопе, мелькнули дороги Дании, Словакии, Болгарии, где он тоже побеждал, но уже не в одиночку, а вместе с товарищами по сборной СССР.

 

Ему столько раз было трудно, просто нужно вынести и на этот раз. Еще оставалось семьдесят километров до финиша в Коканде. Дождь, которого ждали весь день, настиг их на улочках этого старинного узбекского города. Шарафуллин по скользкому, как первый лед, асфальту, рискуя и загоняя свой страх подальше, пришел снова к победе. Самой большой в этот день, в этой гонке. Друзья поздравляли его со званием «горного короля».
Еще через неделю он узнал, что нужно готовиться к январской жаре, к гонке по Венесуэле. И оставались где-то позади тревоги и заботы этого долгого, во многом счастливого сезона.