В начале XX в. торгово-промышленное значение Омска сильно возрастает. Это приводит к увеличению численности торговых и финансово-кредитных заведений и занятых в них. Так, если в 1900 г. в городе насчитывалось около 800 торговых заведений с оборотом в 3,5 млн руб. в год, то в 1913 г. их было уже более 1 тыс. с оборотом на сумму 23,3 млн руб. .

В Омске к этому времени насчитывались десятки торговых фирм. Имели свои представительства не только российские, но и зарубежные фирмы. Около 14 % омичей, согласно переписи 1897 г., было занято в сфере торговли. Судя по приведенным данным, к началу Первой мировой войны их число, видимо, увеличилось.

Промышленное развитие Омска со времени проведения Транссибирской железнодорожной магистрали также значительно ускорилось. В результате этого, еще в конце XIX в. наметилась тенденция на увеличение среди занятого населения удельного веса лиц, занятых в промышленности и на транспорте. К 1913 г. в городе насчитывалось около 165 промышленных заведений различного типа, в них трудилось около 2,5 тыс. рабочих.

 

Интеллигенция Омска начала формироваться практически одновременно с освоением Омского Прииртышья.

Завершение процесса формирования омской интеллигенции приходится на вторую половину XIX в. Первоначально она состояла преимущественно из государственных служащих: чиновников и военных. Лиц интеллектуального труда других социально-профессиональных групп насчитывалось немного. Так, согласно данным переписи 1897 г., в Омске лиц, занимающихся учебной и воспитательной деятельностью (включая членов семей), насчитывалось 654 чел., наукой, литературой и искусством -40, врачебной и санитарной деятельностью - 425, частной юридической деятельностью - 3610. Исследователи отмечают низкий удельный вес интеллигенции в общем составе населения города.

 

Омская интеллигенция (исключая военных) группировалась в конце XIX - начале XX вв. вокруг местного географического общества и газеты "Степной край". 
Военная - вокруг войсковых учреждений. Интересное, хотя и не бесспорное описание образа жизни интеллигенции Омска этого периода оставил И. Майский.

Превращение города в транспортно-хозяйственный узел и огромный поток переселенцев привели к существенным изменениям городской среды и населения Омска. Так, Н.А. Иванов, современник этих процессов, отмечал, что "пришлый люд изменил город до неузнаваемости...

В настоящее время большинство омичей не знает и половины находящихся в нем учреждений, не имеет представления, какие отрасли промышленности и торговли развиты в городе, какие иногородние и иностранные фирмы имеют в Омске своих представителей".

В начале XX в. Омск превращается в крупный культурный центр Западной Сибири. Основными элементами инфраструктуры культуры города а это время являлись учебные заведения, городской театр, кинотеатры, музей, Общественное, Военное и Железнодорожное собрания, Коммерческий клуб, библиотеки, редакции газет и т. п.

Согласно переписи населения 1897 г., образовательный уровень омичей был несколько ниже, чем в среднем по городам России. В Омске только 42,3 % горожан были грамотными, в то время как по России этот показатель составлял 45,3 %. Причем уровень грамотности в различных слоях населения резко отличался. Если среди дворянского сословия удельный вес грамотных составлял 80,4 %, то среди крестьян и казаков - только 32,8 %.

Еще более глубокая пропасть наблюдалась в области высшего и среднего образования. Так, из 171 чел., получившего университетское образование, - 145 были дворяне, 19 - из городских сословий и духовенства и только 4 - происходило из крестьян и казаков.

Общественная и культурная жизнь сибирской интеллигенции в конце XIX - начале XX вв. была "отмечена значительным развитием интересов образовательных и научных", которые выражались прежде всего в "организации просветительских обществ, в устройстве публичных чтений и выставок, снаряжении экскурсий и экспедиций, создании музеев... в расширении сети низших и средних учебных заведений".

Все эти тенденции были присущи и Омску. Так, с 1904 по 1910 гг. число низших и средних учебных заведений в городе увеличилось с 21 до 37, число учащихся с 3572 до 5552, т. е. в 1,6 раза всего за 7 лет.

В эти годы стремительно развивалось среднее женское образование. Одна за другой открываются три женских гимназии: в 1903 г. частная гимназия М.П. Эйнорович, а затем в 1907-08 гг. казенные - вторая (преобразована из женской прогимназии) и третья женские гимназии. 
В 1906 г. в городе открывается женское епархиальное училище.

 

Несмотря на стремительное развитие системы образования, она явно отставала от потребностей жителей города. Согласно докладу Училищной комиссии, в 1910 г. в Омске было отказано в приеме в городские приходские училища 245 мальчикам и 148 девочкам.

Больше всего отказов было в Ильинском приходском училище (89 детям). Причина отказов одна - отсутствие свободных мест в училищах. Значительный дефицит мест в начале XX в. наблюдается и в средних учебных заведениях города. Так, директор мужской гимназии в своем послании городскому голове от 12 августа 1910 г. отметил, что выдержали вступительные испытания в первый класс гимназии 61 кандидат на поступление. 
Однако из этого числа Педагогический совет смог принять в гимназию только 38 учеников. Остальные 23 абитуриента из числа успешно сдавших вступительные экзамены (37,7 %) ввиду перегруженности учебного заведения были зачислены кандидатами на поступление в первый класс. Создание параллельного отделение в гимназии хотя несколько и смягчило сложившуюся ситуацию, но изменить ее сколько-нибудь существенно в положительную сторону не могло.

 

В связи с этим Омским городским управлением, согласно постановлениям думы 3 июля 1909 г. и 7 мая 1910 г., было возбуждено ходатайство об открытии в Омске второй мужской гимназии, которое вскоре было удовлетворено. Она была открыта в 1912 г. Огромный спрос на среднее образование со стороны наиболее обеспеченных слоев городского населения вызвал появление большого числа частных гимназий: осенью 1914 г. открываются сразу две частные гимназии для детей обоего пола - М.В. Каеш и Н.Ф. Шанской, а в 1915 г. мужская - Лимонова, женская - Э.Я. Лезевитц и смешанная Богачева.

Развитие системы транспортных коммуникаций и ускорение темпов экономического и социально-культурного развития региона привели к резкому росту потребности в квалифицированных кадрах специалистов различного профиля, прежде всего сельского хозяйства, торговли и образования. 
В связи с этим в Омске открываются сначала коммерческое (1910 г.), а затем землемерное (1911 г.) и сельскохозяйственное училища (1912 г.) и учительский институт (1912 г.). Все эти учебные заведения давали среднее профессиональное образование, готовили специалистов по наиболее дефицитным в Западной Сибири профессиям.

 

Принятые меры несомненно дали высокий положительный результат. К 1916 г. в Омске действовало уже 6 средних специальных учебных заведений (кадетский корпус, женское епархиальное училище, коммерческое училище, землемерное училище, сельскохозяйственное училище, учительский институт) и 12 средних общеобразовательных учебных заведений с 2946 учащимися (3 мужские гимназии, частное реальное училище, 5 женских гимназий, 3 частных гимназии для лиц обоего пола).

Значительно увеличилось в эти годы и число низших профессиональных учебных заведений. В 1916 г. в городе функционировало 14 низших профессионально-технических учебных заведений, в том числе: механико-техническое и железнодорожное техническое училища, Центральная фельдшерская, ветеринарно-фельдшерская и торговая школы, учительская семинария, школа молочного хозяйства и др.

 

Система начального образования Омска в эти годы состояла из 5 высших начальных училищ и 42 светских начальных училища (32 городских, 5 железнодорожных и 5 частных). 
Кроме того, в Омске находилось несколько церковно-приходских школ, еврейское училище, лютеранская и менношпекая школы, магометанские мектебе и медресе, русско-татарское училище, что отражало национально-культурные и конфессиональные потребности в образовании отдельных слоев населения города.