Если еще в первой половине XIX в. пожары в Тобольске не были редкостью (хотя и не носили столь опустошительного характера, как в предшествующем) и наносили вполне ощутимый ущерб городу и горожанам, то уже в конце XIX - самом начале XX вв. в результате целого комплекса принятых мер и развития городской пожарной службы их число и приносимый ими материальный ущерб значительно снизились.

Число пожаров в 1908 г. составило 7, в 1911 г. - 9, в 1913 г. - 11. Число погоревших домов: 5, 9 и 11 соответственно. В 1913 г. Тобольская городская пожарная команда состояла из брандмейстера, 3 старшин и 36 пожарных. В их распоряжении было 30 лошадей и соответствующий пожарный инвентарь.

В отличие от социально-экономического развития, в культурном отношении Тобольск в значительной мере сохранял свои позиции одного из ведущих культурных центров Западной Сибири. Культура Тобольска была богата своими традициями и опиралась на социокультурный потенциал, накопленный в городе во времена относительно недалекого "столичного" прошлого. 
А.И. Куприянов справедливо отмечает, что Тобольск значительно раньше Томска (а значит, и других сибирских городов) сформировался как культурный и духовный центр. В результате этого, в то время как в Томске еще в 1852 г. "продолжали обращать внимание на "несочувствие к образованию и неподвижность городского населения", в Тобольске уже более четверти века "подобное не имело места".

Более раннее и устойчивое развитие государственного образования в Тобольске привело к вытеснению частных учителей и домашнего образования в Тобольске еще в первой четверти XIX в., в то время как в Томске оно продолжало конкурировать с государственной школой еще в середине прошлого столетия.

 

Прародительницей всех тобольских учебных заведений была Славяно-русская школа, открытая в 1703 г. и преобразованная в 1744 г. в духовную семинарию. Другим старейшим учебным заведением Тобольска была губернская классическая гимназия, которая появилась в 1810 г. в результате преобразования главного народного училища (открыто в 1789 г.). Именно эти два учебных заведения сыграли огромную роль в формировании социокультурного потенциала не только Тобольска, но и Сибири в целом.

Во второй половине XIX - начале XX вв. происходит стремительный рост численности учебных заведений. Так, если в 1873 г. в городе насчитывалось 8 учебных заведений с общим числом учащихся 1144 (мужская гимназия, уездное училище, 2 приходских училища, духовная семинария, окружное духовное училище, Мариинская женская школа и Александровский детский приют), то в 1911 г. их было уже 2934.

В середине XIX в. в Тобольске начинает формироваться сеть специальных учебных заведений. Открываются повивальная школа (1878 г.), ветеринарно-фельдшерская школа (1878 г.), ремесленная школа (1876 г.), мореходный класс (1883 г.). Тобольская ветеринарно-фельдшерская школа была открыта 15 августа 1878 г. и согласно временному штату в ней должно было обучаться 30 чел. Учились в ней преимущественно дети мещан, чиновников и крестьян.

 

Тобольская повивальная школа была создана для подготовки сельских повивальных бабок и рассчитана на 30 учениц. Полный курс обучения составлял 2 года.

В 1893 г. тобольский губернатор ходатайствовал о преобразовании Тобольской повивальной школы в фельдшерскую, однако Департамент медицины Министерства внутренних дел (МВД) не поддержал эту идею, т. к., согласно его мнению, подобное "не отвечало бы потребностям сельского населения в медицинской и акушерской помощи", и предложил в свою очередь реорганизовать повивальную школу в повивально-фельдшерскую.

В 1895 г. предписанием Медицинского департамента МВД Тобольская повивальная школа была преобразована в повивально-фельдшерскую. Позднее, в 1906 г., она была реорганизована в четырехклассную фельдшерско-акушерскую школу 1-го разряда. В 1908-09 учебном году в ней уже обучалось 87 чел.

На заседании городской думы в июле 1894 г. был принят план преобразования тобольской ремесленной школы в сельскохозяйственную. Согласно предложению губернатора, ремесленная школа должна была быть преобразована в сельскохозяйственную по плану, выработанному агрономом Скалозубовым.

Город должен был предоставить в ее распоряжение все имущество ремесленной школы и принять на себя обязательства по ее ежегодной финансовой поддержке. Хотя процесс преобразования школы несколько затянулся из-за споров о выделении для нее земельного участка, однако уже к 1900 г. ремесленная школа была реорганизована в низшую сельскохозяйственную школу.

В 1876 г. генерал-губернатор Западной Сибири Казнаков обратился в Министерство народного просвещение с ходатайством об открытии в Тобольске учительской семинарии на основании положения и штатов Молодечнянской учительской семинарии. Но когда встал вопрос о выделении здания и материальных ресурсов для реализации этого проекта, то он был передан на усмотрение городской думы.

Тобольская городская дума на своем заседании 6 октября 1876 г. приняла решение: "по недостатку городских средств" и "при всем сочувствии не имеет возможности построить новое здание" и не может подыскать из уже существующих. В результате от проекта было решено отказаться.

 

Однако в то время, когда встал вопрос об открытии в Сибири университета, Тобольская городская дума на предложение Томской городской думы поддержать кандидатуру Томска в этом отношении ответила, что:

"1) Город Тобольск по многим весьма важным и непосредственным данным и основаниям сам имеет преимущество над Томском в отношении учреждения здесь первого Сибирского университета, 
2) Если же правительству угодно будет избрать местом учреждения первого Сибирского университета г. Томск или Омск, то для Тобольска почти совершенно безразлично во всех отношениях, в котором бы из названных городов не учредилось такое заведение".

Как известно, правительство остановило свой выбор на Томске, где и был открыт университет.

Следует особо отметить открытие в середине XIX в. общедоступных школ для девочек. Одной из первых за Уралом была открыта Мариинская женская школа в Тобольске (1858 г.). 
Создание женских учебных заведений "стало не только важным социокультурным явлением городской жизни, но и явилось зримым символом изменений в ментальности граждан, разночинцев и мелких государственных служащих".

Другим привилегированным женским учебным заведением была епархиальное женское училище. Так, в 1882 г. из 77 учениц относилось к выходцам из дворян 56 чел. и почетных граждан 18 чел. 
Кроме того, женщины могли получить соответствующее образование и в Тобольской повивальной школе, где имели возможность учиться дочери купцов, мещан, крестьян. К началу XX в. женское образование получает значительное распространение.

В 1904 г. в Тобольске уже действовало 2 средних и 4 низших женских учебных заведений. В них обучалось соответственно 301 и 584 девочек, то есть всего около 900 учениц.