Изменения в традиционном костюме русских юга Западно-Сибирской равнины в последней трети XIX - начале XX вв.

Изучение народной одежды как этнографического источника традиционно входит в круг интересов российских этнографов. В последние годы был опубликован целый ряд работ, посвященных одежде русских сибиряков. И все-таки актуальным остается рассмотрение проблем, связанных с функционированием комплекса традиционной одежды как компонента этнической культуры. В предлагаемом очерке предпринимается попытка этнографического осмысления тех изменений в одежде (прежде всего из ткани), которые произошли в костюме, бытовавшем у русских сибиряков, живших на юге Западно-Сибирской равнины в конце XIX - начале XX вв.

 

В современной научной литературе сложилось мнение, что в до-индустриальную эпоху народная одежда имела этномаркирующую функцию и отражала разнообразные процессы, протекавшие в обществе. Однако развитие промышленности и товарных отношений разрушили "вещный мир" традиционной русской деревни, уничтожив и технологическую цепочку производства одежды от изготовления тканей до пошива отдельных вещей. Сменивший народный костюм комплекс так называемой городской одежды исследователями часто оценивается как этнически невыразительный, разрушающий привычный для традиционного общества костюм-символ. При этом обычно связывают утрату этнических черт в народном костюме с широким распространением покупных тканей и производством одежды на заказ, приобретением ее на рынке, разрушительным воздействием на крой и отделку городской моды.

 

Исследование одежды, распространенной на юге Западно-Сибирской равнины в конце XIX - начале XX вв., показывает, что русским сибирякам было известно более 250 терминов для одежды, не менее 40 вариантов кроя разнообразной одежды из ткани. Не все вещи сочетались между собой, некоторые из них носили только в будни, другие - по праздникам. Учитывая это, предлагается следующее разграничение понятий.
Комплекс одежды - это устойчивый набор отдельных предметов (компонентов) одежды, привязанный к обширным историко-культурным районам. Критерием для выделения комплекса являются этнически специфические компоненты. Ареал распространения прочих составляющих может быть гораздо шире, чем территория бытования самого комплекса.

 

Если эти рассуждения приложить к западносибирским материалам, то в комплекс одежды будут включены самые разнообразные компоненты: сарафаны и юбки, туникообразные рубахи и толстовки, армяки, шабуры и пальто-дипломат. Ни один личный гардероб не содержал всего, что бытовало в регионе. Индивидуальный набор вещей и их сочетание в конкретной ситуации зависели от традиционных установок на изготовление и использование одежды, моды, личного вкуса ее владельца. Из этого следует, что внешний облик каждого человека прежде всего выражал коллективные установки социума, а лишь затем - индивидуальность потребителя.

 

Набор вещей, которые традиционно сочетались между собой, назовем костюмом. В рамках одного комплекса одежды существовало несколько костюмов. Например, западносибирский комплекс включал в себя так называемые "традиционный" и "городской" костюмы. Они, в свою очередь, имели праздничный и будничный варианты. Полный набор вещей, надеваемый одновременно, можно назвать комплектом.
Для чего же предложена эта иерархия понятий? Прежде всего, она позволяет рассматривать одежду как единое культурное явление, связанное с другими элементами культуры этноса. Для анализа выберем наиболее существенные структурные связи. Крой одежды, технология изготовления и декор во многом определялись выбранной тканью. Включение определенной вещи в гардероб отражало эстетические представления индивида, обусловленные традицией и коллективом. Влияла на это решение и мода. Выделенные сущностные связи дают возможность проследить динамику и трансформацию западносибирского комплекса одежды и интерпретировать происходившие изменения.

 

Итак, в Западной Сибири было выделено два типа костюма: "традиционный" - более старый и "городской" - относительно новый. Основу традиционного костюма составляли компоненты одежды, бытовавшие у русских еще до их переселения в Сибирь и сохранявшиеся в последней трети XIX - начале XX вв. на территории Европейской России. У женщин важнейшим компонентом этого костюма является сарафан, у мужчин - порты или чембары на вздержке и туникообразная рубаха (Рис. 1-2).

Рис. 1. Традиционная одежда - сарафан и рубаха

 

Рис. 2. Традиционная одежда – рубаха и чембары

 

Традиционный костюм не был неизменным. В XIX в. шло развитие типов сарафанов и женских головных уборов. Изменялись мужские рубахи, например, "круглая рубаха" соотносится по крою и терминологии с "круглым сарафаном". Появились новые детали в верхней одежде. Новые элементы традиционного костюма прежде всего интегрировались в праздничный костюм. Его характерной особенностью было то, что компоненты праздничной одежды не "списывались" в разряд будничной со временем, а сохраняли свой статус весь период существования вещи. Покупные ткани сначала использовали для пошива праздничного традиционного костюма, и именно этот факт достаточно жестко разграничивал сферу употребления отдельных вещей до начала XX в.

Формирование "городского костюма" можно датировать рубежом XVIII-XIX вв., но в быт сельской местности он вошел позже. У женщин его основу составляли юбка с кофтой или платье, у мужчин - узкие брюки на поясе и клешеная рубаха (Рис. 3).

Рис. 3. Предметы городского костюма – юбка и кафтан

 

Первоначально городской костюм был праздничной одеждой. Городской костюм также был подвержен изменениям, которые, однако, не затрагивали его основу, и она сохранялась в течение всего XIX - первой трети XX вв. Городской костюм был ориентирован на использование при его изготовлении покупных тканей, хотя отдельные вещи и шили из домотканины.

Одной из основных причин, обеспечивших в дальнейшем широкое распространение городского костюма, является его генетическая связь с традиционным. В нем сохранились принципы составления комплектов одежды, ее многослойность, особенно характерная в женской одежде. Набор вещей, надеваемых одновременно, состоял из белья, горничной одежды, фартука. Обязательной частью мужского и женского костюма оставалось наличие пояса и головного убора, скрывающего волосы.

 

В большинстве районов юга Западно-Сибирской равнины два костюма дополняли друг друга, использовались в разных ситуациях одними же и теми людьми. Каким было соотношение костюмов в жизни сельского населения юга Западно-Сибирской равнины? Самое очевидное - связать городской костюм с праздничной одеждой, традиционный - с будничной. Часто исследователи уточняют, что традиционная одежда использовалась как рабочая, городская - в качестве обрядовой (свадебной и, начиная с рубежа XIX-XX вв., погребальной). Однако этим не ограничивается соотношение костюмов, которое было более сложным. Как пример рассмотрим только два аспекта проблемы: соотношение костюмов в мужской одежде и соединение в одних комплектах предметов разных костюмов.

Известные исследователи русской традиционной культуры, в том числе сибирской, Н.И. Лебедева и Г.С. Маслова считали мужскую одежду единообразной и поэтому неинформативной для исследователя-этнографа. Н.П. Гринкова писала, что "мужская одежда... является весьма неблагодарным материалом ввиду того... что мужчины уже давно... восприняли ряд новых явлений, заслонивших старые черты".

 

Из этих двух, внешне непротиворечивых точек зрения более приемлемой кажется первая. Позволим себе уточнить ее, добавив, что мужская одежда дольше сохраняет свои формы. Что же касается тезиса о "новых явлениях, заслонивших старые черты", то он вполне может быть оспорен. В частности, длительное время сохранялись традиционные чембары (шаровары) в качестве основы рабочего повседневного, праздничного и обрядового вариантов традиционного костюма. 
Шаровары разного кроя шились из разных тканей: рабочие и будничные - из холста и пестряди, праздничные - из сукна, плиса, камлота. Распространен этот тип штанов был среди крестьян и казаков. Аналогичным образом можно проследить бытование туникообразной рубахи и халатообразной верхней одежды среди всего мужского населения региона.


Оценив именно таким образом мужскую одежду, признаем, что бытование городского мужского костюма было более узким территориально, чем иногда представляется. Достоверные данные о его преобладании в мужской одежде можно датировать концом XIX в. и локализовать в пригородах.

Соединение в одних комплектах предметов разных   костюмов   отчетливо
женской одежды. Обычным было соединение традиционной рубахи и юбки, платья, кофты. Только распространение "обтяжных" фасонов привело к смене типов нательного белья. Долгое время женщины соединяли городской костюм с традиционными головными уборами. Несмотря на то, что шамшуры быстро вышли из употребления на рубеже веков, заменили их головные уборы типа чепца, продолжающие традицию старинных повойников. Далее крайне популярная наколка, повсеместно распространенная в изучаемом регионе, в своей основе имела традиционный крой (Рис. 5).

Рис. 5. Шамшура и наколка

 

Обычно распространение городского костюма связывают с появлением фабричных тканей. Чаще всего это утверждение соответствует действительности, но нередки и другие ситуации. Жительницы таежных районов, перенимая новый крой одежды, использовали ткани домашнего производства. Ширина ткани не позволяла сделать платье достаточно широким, и это приводило к появлению дополнительных клиньев, то есть новые фасоны превращались в старые "горбачи" с рукавами.