Обстоятельные сведения приводятся в "Справочной книге" и о хозяйстве приходов. В статье о каждом приходе дана справка о характере занятий местных жителей, посевных площадях и выращиваемых культурах, ремеслах, торговых точках и ярмарках. Далее о приходе сообщалось, какие культовые сооружения в нем есть или строятся, каково число крещений, венчаний и отпеваний в год. Обязательно сообщались сведения о съезжих праздниках, числе крестных ходов и т. п. В завершении указывалась дорога до прихода с ценой проездных билетов, почтовый адрес, расстояние до губернского и уездного центра.

 

Интересным был подход автора к составлению книги. В основу была положена частная переписка И. Голошубина со священниками приходов, которые сообщали ему с мест сведения о приходе. Такой подход к информации, с одной стороны, приводил к неточности сообщаемых сведений, но, с другой - позволял получить данные более неформальные. Остановившись так подробно на анализе этой книги, отметим, что "Справочная книга Омской епархии" является уникальным источником сведений об истории, культуре, этническому составу населения, по большей части русскому, Среднего Прииртышья.

Систематическая работа по изучению традиционной культуры и, отчасти, этнической истории русских Среднего Прииртышья началась только в советское время. Можно выделить три основных фактора, которые этому способствовали в 1920-1960 гг.: создание в Омске Государственного Западно-Сибирского краевого музея (1921 г.), активизация в 1920-30-х гг. краеведческой работы и организация в Омске государственного педагогического института (1932 г.).

 

Западно-Сибирский краевой музей фактически стал преемником Музея Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. За годы революции и Гражданской войны было утрачено по разным отделам (а всего их было восемь) от 75 до 100 % имевшихся в хранении предметов. Поэтому до 1925 г. сотрудники музея в основном занимались ремонтом вновь полученного для музея здания, восстановлением экспозиции, налаживали экскурсионную работу. Только в 1925 г. интенсивно начала развиваться научно-исследовательская работа, из которой современники выделяли исследования в области ботаники, археологии и этнографии.

 

В эти годы в музее была проведена работа по каталогизации коллекций, что имело особое значение, поскольку коллекции "утратили свою прежнюю этикетировку". Научные сотрудники музея ежегодно организовывали экспедиции, в том числе и этнографические. В это время были пополнены и русские коллекции музея. Наиболее значимой была поездка И.Н. Шухова к русским старообрядцам в Тюкалинский и Крутинский районы Омской обл. Тогда же были частично проанализированы и опубликованы собранные коллекции.

 

Активная деятельность музея в связи с внутриполитической обстановкой в СССР пошла на спад в начале 1930-х гг., а с середины 30-х гг. практически прекратились экспедиционные изыскания и научное изучение коллекций. Только в 1950-е гг. начался новый этап изучения этнографии Омского Прииртышья музейными сотрудниками. Основное направление музейной работы в области этнографии в это время - формирование коллекций культуры и быта разных народов, проживающих на территории области, в том числе и русских. Значительно пополнились русские этнографические коллекции в результате экспедиционных поездок А.Г. Беляковой на север области, где собирались предметы хозяйства и быта. В 1970-х гг. началось сотрудничество музейных сотрудников и омских этнографов, представляющих высшую школу. В результате был подготовлен ряд каталогов по русским этнографическим коллекциям.

 

Сложной в 1920-1930-е гг. была и история краеведческого движения. В 1920-е гг., по данным А.В. Ремизова, краеведческое движение было, прежде всего, связано с новой для этого времени структурой - Омским обществом краеведения. Оно действовало активнее, чем музей и другие организации, призванные вести краеведческую деятельность - Западно-Сибирское отделение Русского географического общества, просуществовавшее до начала 1930-х гг., и Общество изучения Сибири, действовавшее в конце 1920 - начале 1930-х гг. Особенностью Омского общества краеведения было то, что самой активной, а в первое время (1925-26 гг.) и "чуть ли не единственно работающей" была секция школьного краеведения. Тем не менее уже в 1926 г. были опубликованы две брошюры, подготовленные членами общества.

 

"Сборник краеведческого материала...", как следует уже из названия, был адресован практическим работникам, ведущим преподавательскую или пропагандистскую деятельность. Его задача - предоставить систематизированный материал о родном крае - Омском округе. В основном внимание уделялось таким темам, как выделение округов в Омской губ. и изменение их границ в советское время, характеристика районов Омского округа с указанием расположения райисполкомов, сельских советов, расстояния до них и т. д. 
Более интересны для этнографа разделы, связанные с численностью населения, его этническим составом, кустарными промыслами. Отметим, что авторы, хорошо знакомые с новейшими течениями в обществоведении того времени, были заинтересованы в изучении культуры и быта деревни. В связи с этим в сборник была включена программа по изучению деревни в самых разных аспектах, а раздел "Общество" содержал вопросы и по этнографической тематике.

 

Большой общественный резонанс получил сборник материалов I Окружной конференции по краеведению, которая была проведена Омским обществом краеведения в конце декабря 1925 г. В сборник материалов были включены тезисы некоторых докладов, прозвучавших на конференции, и методические материалы.

Рецензенты единодушно отметили удачное начало новой краеведческой организации, которая активно развивала свою деятельность, но прозвучала и критика отдельных положений сборника.

В частности, Н. Павлов-Сильванский в рецензии, опубликованной в журнале "Краеведение", оспаривал мысль секретаря правления Омского общества краеведения Васильева о том, в дореволюционный период краеведческие работы носили академический, оторванный от жизни характер и потому "добрых 70 % огромной территории Сибири до сего времени еще совсем не затронуты изучением, а остальные 30 % изучены так, что требуют еще значительных доисследований".

Разумеется, в этом "рискованном", по словам рецензента, утверждении можно найти все: и дух конца 1920-х гг., когда краеведение бурно разворачивало "практическую" деятельность, обращая все свои силы в сферу производства, и нарастающий негативизм по отношению к старой школе краеведения, которую мы сейчас с должным уважением называем академической, и, вполне возможно, стремление продемонстрировать неоригинальную, но политически корректную позицию.

Однако рассуждения о степени неизученности Сибири, если применить их к Среднему Прииртышью и этнографии русских (о другом просто не берусь судить), кажутся в целом справедливыми. Омскими краеведами предпринимались попытки восполнить пробелы в изучении общества. В этом же сборнике была опубликована "Программа длительной исследовательской работы деревенских кружков Омского общества краеведения", третий раздел которой назывался "Культура и быт". Фактически этот раздел был составлен из программы Л. Бейлина "Краткая инструкция по сбору материала о народном говоре сибирского населения".

 

Такая ситуация, какая сложилась у нас в регионе с изучением русских традиций, не была уникальна. В то время вообще на местах делалось не очень много для изучения бытовой культуры, кстати, не только русской. Можно, конечно, полагать, что народная культура, характерные черты быта и история своего народа не были интересны краеведам того времени. Но, вероятнее, такая незатейливая внешне деятельность по сбору этнографических и фольклорных материалов была не по силам краеведческой общественности того времени. Все, что делалось в 1920-30-е гг. по изучению этнографии (можно добавить: и фольклора) русских сибиряков, выполнялось на очень высоком профессиональном уровне и, соответственно, только там, где имелись подготовленные к такой работе исследователи.

 

В целом в 1920-40 гг. опубликовано весьма незначительное количество работ по этнографии русских Среднего Прииртышья. Чтобы сохранить объективность, отмечу, что ряд материалов этнографического и фольклорного характера, собранных членами Омского общества краеведения, не был опубликован. В частности, в архивах хранятся материалы по народному творчеству - свыше 7300 народных песен, частушек, поговорок, сказок и легенд.

 

Интерес к местной истории и культуре проявляли и краеведы-энтузиасты, которые в первой половине XX в. были увлечены в основном изучением природы края. Но все же некоторые из них изучали местное общество, занимаясь в основном археологией и историей и значительно меньше этнографией и фольклористикой. Но даже те, кто действительно интересовался сюжетами из народного быта, как, например, И.Н. Шухов, увлекались все же нерусскими жителями Омского Прииртышья. Активно участвовали в сборе материалов по традиционной культуре родного края краеведы-фольклористы - Н.Ф. Черноков и И.С. Коровкин. B.C. Аношин и особенно А.Ф. Палашенков были специалистами по широкому кругу вопросов, связанных с историческим краеведением, включая и вопросы истории населения и его традиционной культуры.

 

Деятельность почти всех названных краеведов начиналась в Омском Прииртышье еще в 1930-40-е гг. Можно сказать, что эти исследователи родного края создали эталон краеведческого исследования, к которому впоследствии стремились другие, в том числе и современные нам, краеведы. По этой схеме изучение любого места складывается из истории его заселения и хозяйственного освоения, изучения всех доступных сведений о первопоселенцах, сбора материалов по местной культуре и гражданской истории населенных пунктов - какие ярмарки здесь работали, храмы освещались, кто основал колхозы и т. п. 
Но само время не предполагало активной публикации краеведческих материалов, отчего нам известны только отрывочные и краткие публикации того времени. Сознавая это, наиболее деятельные из краеведов специально готовили к сдаче в Государственный архив Омской обл. свои материалы. Сейчас эти материалы доступны в основном специалистам, поэтому предпринимаются шаги для публикации работ краеведов середины XX в., среди которых есть и очень интересные для специалистов по этнографии.

 

Во второй половине XX в. краеведческая деятельность не превратилась. История районов и отдельных населенных пунктов Омской обл. в подавляющем большинстве случаев ведется силами краеведов, многие из которых используют разработанную еще старыми краеведами схему этой работы. Большой интерес проявляют к истории населенных пунктов и их основателям журналисты — сотрудники районных газет. Несмотря на то что интерес этот часто "прикладной", определяемый потребностью в статьях к разным юбилейным датам, делается ими немало. Практически за вторую половину XX в. была написана "летопись сибирских деревень".
Какие же этнографические сведения отражены в работах современных краеведов? Наиболее систематически эти сюжеты изложены в работе М.В. Куроедова "История Называевска и Называевского района", что, по-видимому, связано с особенностями работы, написанной в качестве учебного пособия для учреждений образования района. В главу 6, которая называется "Образ жизни сибирских крестьян территории современного Называевского района в XIX - начале XX вв.", Включены разделы о жилище, домашней утвари, одежде и обуви старожилов. Здесь же освещены вопросы о духовной и общественной жизни крестьян, их образовании и медицинской помощи. Сведения приводятся краткие и достаточно общие. Упоминаются некоторые источники, использованные автором для подготовки раздела, - это, прежде всего, музейные коллекции.

 

В главе "Русская колонизация урочища Катай в пределах современного Называевского района второй половины XVIII - первой половины XIX вв." приводится легенда о первопроходцах. Запись этого рассказа была сделана местным краеведом В.М. Самбурским в 1960-х гг. в с. Кисляки от Василия Петровича Лаврова. Таким образом, материалов, которые можно было бы назвать этнографическими, в книге относительно немного. Это понятно, так как этот учебник в первую очередь освещает историю района. Очевидно и, добавлю, приятно, что автор обращается к этнографическим материалам, которые органично вписаны в авторский замысел.

 

Фактически подобная же схема реализована и в других книгах, посвященных районам Омской обл. А.П.Долгушин в очерках "Тюкалинские были" в главе "На пороге потрясений" пишет об особенностях дореволюционного быта, характеризует планировку населенных пунктов, описывает жилище, одежду, орудия труда, праздники и занятия жителей района.

 

Этот же автор в книге "Сказание о Большеречье" обращает больше внимания на историю первых жителей Большеречья, их фамильный состав и места выхода. В главе "Путь сибирский дальний" рассказывается о дорогах, проходивших через Большеречье, и ямщиках, работавших на них. Приводится семейная история ямщиков Ko-пейкиных - жителей с. Могильно-Посельское. 
Интересна эта история тем, что Федор Павлович Копейкин вез А.П. Чехова, когда тот проезжал через эти места. Колоритный ямщик запомнился писателю и попал на страницы его книги очерков "Из Сибири". Интересен с точки зрения антропонимии и рассказ о причинах перемены фамилии Копейкины на Карелиных в советское время. В главе "Мирские заботы" автор пишет об образе жизни большереченцев, их развлечениях, праздниках, упоминает о работе школ и больниц.

 

Можно было бы и дальше анализировать краеведческие труды, но очевидно, что структура этих работ, если они имеют хоть сколько-нибудь систематический характер, одинакова. Этнографические материалы в них тесно переплетены с историческими сведениями, а источники, как правило, остаются неохарактеризованными. Изложение сюжетов, связанных с народным бытом, обычно имеет обзорный характер. Более конкретны небольшие статьи, посвященные отдельным темам. Все это показывает, что изучение истории народа, его культуры и быта требует от исследователя специальной подготовки, владения определенными методиками сбора и обработки материала.
Однако заслугой краеведов-любителей является то, что они первыми стали систематически собирать материалы по истории населенных пунктов и традиционной культуре русских нашего региона. Интерес к этнографическим сюжетам в их трудах был "комплексным", а этнографические материалы были включены в сочинения на более широкую тему.