Через неделю владыка и Казанник уже обсуждали в кабинете губернатора подготовленные ими проекты «Соглашения» и «Постановления».
Первый так и озаглавили — «Соглашение между Администрацией Омской области и Омско-Тарской епархией».

 

Соглашение состояло из четырнадцати пунктов. Среди них наиболее значительные: «На основании ст. 9 Закона «О свободе вероисповеданий» допускать факультативы религии в школах, средних специальных и высших учебных заведениях».

Губернатор предложил дополнить этот пункт: «.. .в соответствии с желанием родителей и студентов». Авторы проекта признали, что дополнение существенно улучшает, демократизирует содержание пункта.

Пункт четвертый гласил: «Принимать участие в конкретных проектах по разработке содержания духовного просвещения, нравственного воспитания, культуры, милосердия, созданию образовательных программ и учебной литературы по культурологии, истории религии, способствующих повышению духовности, нравственности».

Губернатор заметил, что слишком многословно, местами как-то невнятно. Обсудили. Решили пока ничего не менять.
Десятый пункт соглашения короткий: «Содействовать укреплению семьи и ее нравственных устоев», — вызвал одобрительный кивок губернатора.

Без замечаний согласился губернатор с тем, чтобы «принимать участие в возрождении традиции верного служения Отечеству, духовной подготовке молодежи к службе в рядах Российской Армии, проявлении заботы о ветеранах войны, вооруженных сил...» И с тем, чтобы проводить совместные мероприятия, посвященные памятным датам русской православной Церкви, в том числе традиционные православные праздники...
«Соглашение» было решено огласить на ближайшем аппаратном. ..

Проект постановления был более объемным и конкретизированным. Назывался он полностью так: «ПОСТАНОВЛЕНИЕ о подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднования 2000-летия христианства».

Начиналось «Постановление» со вступительного слова губернатора (предполагалось, что тот его напишет). Потом шел состав оргкомитета. Председателем — Полежаев. Заместителем — Казанник. В члены комитета намечались представители от духовенства, администрации, науки, культуры, творческих союзов. Далее — предметная программа мероприятий: их наименование, место проведения, срок исполнения, исполнитель и источник финансирования.

 

К особо важным и затратным следует отнести:

«1. Строительство главного храма Ачаирского монастыря;
2. Завершение строительства приходских церквей в районных центрах области;
6. Организация социально-культурного обслуживания жителей малых сел;
7. Открытие областного лицея для творчески одаренных детей;
10. Реализация программы «Дети Омской области. Им жить в двадцать первом веке»;
21. Устройство постоянно действующей выставки «Русь святая, храни веру православную»;
50. Издание сборника воспоминаний ветеранов войны и труда Омской области «На рубеже двух тысячелетий»;
53. Издание книги «На каждом творении лежит печать творца» (православие по отношению к родной природе);
57. Проведение благотворительной акции «Христианская молодежь против наркомании» (и против алкоголизма в 58-м п.).»

 

Из неназванных здесь, но значительных по воздействию на моральное состояние общества, — это проведение творческих вечеров, семинаров; конкурсы журналистов, пишущих на религиозные темы; научных конференций; выставок икон, исторических и религиозных материалов в омских музеях...

 

После обсуждения проекта «Постановления» губернатор сказал с некоторым сожалением, что так называемые «отцы города» каждый раз противятся возвращению Омску его истинной истории...
— Пока в горсовете, — в голос губернатора вплелись горечь и раздражение, — будут преобладать «воинствующие безбожники», трудно вернуть долги Церкви.

 

Я был сторонник возродить старинный кафедральный собор в центре города. Увы. Вместо этого пришлось строить собор на Левобережье. А ведь уже был, как вы знаете, изготовлен макет. Была немалая поддержка омичей. — Закончил потвердевшим голосом: — Надеюсь, что последователи мои на губернаторском посту всё же сделают то, что пока не удается мне.
Понять же — от старого до малого — должны в конце концов, что если мы не уважаем себя, свою культуру, веру, не чтим — да что там! — не помним даже предков своих, кто же будет нас самих уважать... И за что?!