Шпрингер Иван Иванович — командир Сибирского корпуса. Прибыл в Омск и принял командование корпусом от Веймарна в 1764 г. При отправлении в Сибирь ему была вручена инструкция, подписанная Екатериной П. 
Инструкция оканчивалась словами: «Мы уповаем впрочем, что по рабской своей должности, порученное вам дело исправлять н о пользе интересов наших труды ваши прилагать и радость вы не приминете, за что и милостью нашей оставлены не будете».
Лично осмотрев в 1764 г. укрепления южной границы, И. И. Шпрингер признал, что в Омской крепости «должно навсегда находиться главному теми местами командиру», т. е. здесь должен находиться командир корпуса со значительным гарнизоном. (До этого командир Сибирского корпуса находился в Тобольске).

С первого года своей службы в Сибири И. И. Шпрингер приступил к проектированию новой крепости на правом берегу. Крупный военный специалист Шпрингер сосредоточил и Омской крепости большой коллектив военных инженеров, которые, наряду с новой Омской крепостью, проектировали крепости и редуты Колывано-Вознесенской линии, а также производили перепланировку Иртышской и Горькой линий.

Составитель биографии И. И. Шпрингера П. Золотов пишет: «Читая журнал, веденный Шпрингером при осмотр, тогдашней нашей границы (имела 2125 верст протяжения), мы невольно убеждаемся, что первую по ней поездку свою он совершил не только как начальник, но как и ученый путешественник».

Занятый постоянными инженерными и другими работа, ми по устройству крепостей и редутов по линии, И. H. Шпрингер часы досуга проводил между молодыми офицерами, поощрял чтение и занятия искусством. Причем, для «полирования» молодых людей был учрежден при чертежной оперный дом, где «чинили представления разных трагедий и комедий».

Шпрингер являлся самой крупной (после основателя Омска И. Д. Бухольца) фигурой в истории Омска XVIII века.
Умер И. И. Шпрингер в 1771 г. в Омске.

 

Ворота Омской крепости
Из бывших четырех ворот Омской крепости сохранились одни — Тобольские. Омские разобраны в конце 1936 г., несколько раньше их разобраны Иртышские, а в феврале 1959 г. — снесены Тарские, по архитектуре к которым были близки Омские и Иртышские ворота!

Тарские ворота находились на северной крепостной линии, против нынешней ул. Спартака (бывш. ул. Глазенапа).
Через эти ворота из крепости проходил выезд на Тарский тракт. Ворота были сложены из кирпича. Снаружи они имели вид четырехугольной башни со ступенчатыми наверху по фасадным сторонам щитами. Кровля двускатная, с едва приметным скатом. По сторонам арочного проема парные пилястры с небольшими карнизами. Над арочным проемом с наружной и внутренней сторон ворот надпись на сланцевой плите: «Тарския, 1792». В верхней надарочной части было помещение из двух комнат с щелевидным, в виде бойницы, оконным проемом и дверью с западной стороны, куда вела наружная лестница. Боковые стороны ворот имели небольшие, в виде столбов в 2,5 метра высотой, контрофорсы.

 

Тарские крепостные ворота. Поставлены в 1792 г. В плане ворота представляли четырехугольник, длина которого 7,8 метра, ширина — 6,3 метра. Высота арочного проема 4 метра, ширина — 3,4 метра.

23 января 1850 г. (ст. ст.) в третьем часу пополудни через Тарские ворота вбежали две впряженные в кибитки тройки. В них ехали, закованные в железо, петрашевцы — писатель Ф. М. Достоевский и поэт С. Ф. Дуров. Сразу же от ворот тройки повернули налево — к Омскому каторжному острогу.
Тобольские ворота находятся на западной стороне бывшей крепости. Ворота кирпичные, четырёхугольные (9,75 X 8 метра), построены в 1792 г. За 170 с лишним лет ворота сильно обветшали: разрушилась кирпичная кладка верхних рядов, осыпались карнизы, на стенах отпучины и следы выветривания. Разобраны поддерживавшие боковые стороны ворот парные контрофорсы. Вместо них по обе стороны ворот, во всю их длину, вплотную к ним были пристроены кирпичные кладовые.

Через Тобольские ворота много раз проходил закованный в кандалы Ф. М. Достоевский для работы на берегу Иртыша. Через эти же ворота с берега Иртыша он носил кирпичи на постройку казармы в крепости.