1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.20 (5 Голосов)

Николай Васильевич Кузнецов родился в 1921 году в деревне Юрге Юргинского района Тюменской области, откуда семья вскоре переехала в Омск. Учился в средней школе, в аэроклубе, после окончания которого в 1939 году был зачислен курсантом военной школы пилотов. В бой против гитлеровских захватчиков вступил в марте 1942 года на Северо-Западном фронте в составе штурмового авиационного полка командиром звена. Воевал на 1-м Белорусском фронте штурманом, затем заместителем командира авиаэскадрильи. В 1942 году вступил в члены КПСС. Награжден: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». 26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Погиб в боях за Берлин 14 апреля 1945 года. Улица в Омске, школа, где учился герой, пионерская дружина носят его имя.

 

Со своим фронтовым другом Циплухиным Николай Кузнецов познакомился в первый день приезда в часть. И с этого дня у них многие месяцы шел, так и не закончившийся, дружеский спор — чьи места лучше. Кузнецов с жаром рассказывал о просторах Сибири, прекрасных лесах, красавце Иртыше, где прошло его детство, а спокойный уравновешенный Коля Циплухин  хвалил  свою  речушку Ширяевку и с улыбкой говорил, что самые вкусные вишни родятся на Тамбовщине, откуда он родом.

В многочисленных боевых полетах они много видели рек, и были среди них такие, которые чем-то были похожи и на Ширяевку и на Иртыш. Под крыльями их «ИЛов» шумели сосны, похожие на тамбовский бор, сибирские урманы, багровели вишни, как в Тамбове, величаво рокотали дубы, как рокочут кедры в Сибири. Горько было видеть, как по исконно русским местам ходит враг.

Возвращаясь с полетов, они не спорили, а подолгу рассказывали друг другу о родных местах. Они как бы припадали грудью к родной земле, и набирались от нее новых сил.
И родная земля дала мужество двадцатилетнему Кузнецову: на поврежденной машине, раненый, он не повернул обратно, а вывел группу молодых летчиков на цель и сжег вражеский эшелон с боеприпасами. Вылеты, бомбежки, штурмовки, боевая разведка следовали одна за другой. Летчики прижимают к земле вражескую пехоту, зажигают на дорогах костры из немецких автомашин, бомбят переправы, штурмуют противника у бродов, разыскивают склады, догоняют поезда...

 

Был разгар дня. Эскадрилья находилась в боевой готовности. Летчики давно «проложили маршруты» и терпеливо ждали боевое задание. С запада доносились гулкие удары орудий. В небе время от времени слышался вой немецкого разведчика. Вот он приблизился, но летчики даже не взглянули на небо, каждый думал о своем. Кузнецов подошел к другу, тихо сел рядом и долго сидел молча, в мыслях продолжая давно начатый разговор. Вспомнил аэроклуб, свой первый вылет, последнее напутствие матери на вокзале и ее слова — «Вернись с победой!»

 

Николай Кузнецов с детства мечтал стать летчиком. В 1938 году мечта сбылась—он—курсант Омского аэроклуба. Его учителем был любимец омской комсомолии ныне Герой Советского Союза Михаил Афанасьевич Макаров. С завистью смотрели мальчишки, когда Николай возвращался домой с полетов загорелый, в комбинезоне и лётном шлеме, лихо сдвинутом на затылок.

 

...Шли бои в районе Демьянска и Старой Руссы. По три раза в день приходилось вылетать на боевые задания.

О метких боевых ударах и умении тактически грамотно вести воздушные бои, о храбрости и отваге Кузнецова рассказывают боевые документы.

«Для него нет невыполнимых задач,— писал о Кузнецове командир части подполковник Кузьмин.— Во всех случаях водимая им группа превращала хваленую боевую технику врага в груды лома, а живую силу — в горы трупов.
Только в марте 1943 года его группа дважды штурмовала вражеский аэродром Тулебля. Так, 7 марта группа, состоявшая из восьми «ИЛов», на бреющем полете вышла к аэродрому, на котором было сосредоточено около 25 самолетов — бомбардировщиков и истребителей — и с ходу начала атаку.
По три захода сделал каждый самолет, расстреливая снарядами и огнем пулеметов вражеские самолеты, находящиеся на стоянках. Восемь самолетов и много другой аэродромной техники было уничтожено на земле в этом налете. Два истребителя «мессершмитт-109» сбиты в воздушном бою на обратном пути.
Спустя несколько дней, Кузнецов снова появился со своей группой над вражеским аэродромом. Пятнадцать «юнкерсов» рассредоточение стояли по окраинам аэродрома.
Снижаясь до ста метров, штурмовики в упор били по самолетам и автомашинам, и еще десять самолетов превратились в груды металла.
19 самолетов было уничтожено за эти два вылета. Потерь своих самолетов не было. Командующий воздушной армией лично объявил Кузнецову и всем летчикам его группы благодарность.
Также успешным был удар по скоплению танков в январе 1944 года. Семерка «ИЛов», прорвавшись через плотную завесу вражеского зенитного огня, несколькими заходами успешно атаковала цель. Было уничтожено 10 танков, подавлен огонь батареи зенитной артиллерии. Более десяти очагов пожаров полыхали в районе скопления врага. Лично Кузнецов уничтожил 3 бензоцистерны с горючим».

 

К августу 1944 года гвардии старший лейтенант Николай Васильевич Кузнецов произвел 90 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев. На его личном счету было 6 уничтоженных танков, 8 самолетов противника, 38 автомашин, 8 бензоцистерн, 1 паровоз, 8 вагонов, 12 орудий, 8 дзотов, сбит истребитель противника, вызвано 28 пожаров военных объектов, 19 взрывов складов с боеприпасами и горючим. Однажды, возвращаясь с боевого задания, эскадрилья была атакована врагом. Николай Кузнецов отбил несколько атак противника и сбил фашистский самолет «мессершмитт».

 

Каждый вылет Кузнецова был образцом высокого мужества и отваги. Давно уже летали на запад наши летчики под командованием заместителя командира авиаэскадрильи Кузнецова. От Волги к западу они пересекали много рек. Наконец отважные соколы поднялись над польской землей, они вылетели, чтобы уже на той стороне Вислы помочь пехоте проложить путь к самой берлоге фашистского зверя — Берлину.
26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Кузнецову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

 

Задушевно писали о своем товарище летчики-гвардейцы домой его отцу:

«Весь личный состав части благодарит Вас за сына, которого Вы воспитали для Родины. В боевой работе он всегда служит для нас примером».

 

Всего за годы войны Кузнецов произвел 121 успешный боевой вылет.
...Командир части, не отрываясь, смотрит в небо. Оттуда доносится отдаленный гул. Черные точки постепенно принимают характерные очертания штурмовиков. И вот первый из них идет на посадку, заходит второй, третий... Через несколько минут летчики идут с аэродрома к командному пункту.

 

«Понимаете,— рассказывает Кузнецов,— дымка была такая, что с высоты видна только серебряная полоска воды. Висла словно разостлана в тумане. Помогли пехотинцы: трассирующими пулями они точно показали цель. Мы спустились на 600—700 метров и пошли в пике. И когда уходили, уже не было видно и Вислы. Все затянуло дымом от пожаров и взрывов».

 

14 апреля 1945 года шли бои за Берлин. Выполняя боевое задание по разведке артиллерийских и минометных позиций противника в районе Зеелов-Долгелин, четыре самолета «ИЛ-2» под командованием Кузнецова, маневрируя в зоне мощного огня вражеских зениток, собрали важные сведения о расположении огневых позиций артиллерии гитлеровцев. Но только едва успели передать сведения своему командованию, как самолет Кузнецова был подбит. Собрав последние силы, герой направил горящий штурмовик на вражескую батарею.

Недалеко от рейхстага в Берлине стоит памятник погибшим советским воинам. На одной из мемориальных досок золотыми буквами написано имя омича Героя Советского Союза Николая Васильевича Кузнецова.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить