Геннадий Семенович Киселев родился в 1922 году в городе Уфе. После окончания средней школы учился в аэроклубе, военной школе пилотов. Член КПСС. Боевое крещение получил в ноябре 1942 года на Сталинградском фронте летчиком штурмового авиационного полка. Воевал на Донском, Центральном, Белорусском фронтах командиром звена, заместителем командира авиаэскадрильи.

За время Великой Отечественной войны произвел 116 боевых вылетов.

Награжден: орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, несколькими медалями.

15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны окончил командный факультет военно-воздушной академии.

С 1959 года по состоянию здоровья в звании гвардии подполковника уволен из рядов Советской Армии.

 

 

В трудные ноябрьские дни 1942 года вступил в бой с гитлеровскими захватчиками под Сталинградом Геннадий Киселев. Водил на боевые задания группы «ИЛов» по 4—6 самолетов. Там, где действовал он и ведомые им группы, враг нес большие потери в технике и живой силе. Киселев, по праву считался мастером штурмового и бомбового удара, опытным летчиком, умелым ведущим групп.

26 декабря 1942 года он вылетел на уничтожение транспортных самолетов противника, базировавшихся на одном из больших аэродромов под Сталинградом. Враг, окруженный нашими частями, днем и ночью перебрасывал с этого аэродрома в свое логово гитлеровцев. Необходимо было прекратить существование этого аэродрома, не дать врагу дальнейшей возможности спасти остатки своих войск.

 

В тот день Киселев дважды летал на выполнение боевой задачи. Заградительный огонь вражеских зениток был настолько велик, что подойти к аэродрому казалось невозможным. Но он хладнокровно продолжал полет к цели. В результате проведенных семи атак им было сожжено три вражеских «юнкерса-52» и расстреляно до 25 гитлеровцев.

На втором вылете при подходе к цели на Киселева напали два «мессершмитта-109». Самолет его был сильно поврежден, но, отбивая атаки вражеских истребителей, он продолжал полет на израненной машине и довел ее обратно до своего аэродрома.

В дни окончательного уничтожения окруженных под Сталинградом гитлеровцев в январе 1942 года Киселев, не зная устали, каждый день делал по 3—4 вылета, искусно действуя на поле боя. Разведка как-то установила, что в районе тракторного завода сосредоточено большое количество разрозненных групп немцев. Тщательно проведенная Киселевым разведка с воздуха подтвердила это предположение. Летчики смешали гитлеровцев с землей и не оставили даже признаков о недавнем существовании их здесь. Киселев сбросил на заводские здания свой бомбовый груз, а затем открыл по гитлеровцам огонь из пушек и пулеметов. В боях за Сталинград Геннадий Киселев сделал 30 боевых вылетов.

 

Весной 1943 года на Орловско-Курском направлении враг сосредоточил большое количество своей техники и авиации, готовясь к наступлению против советских войск. Лучшим летчикам полка, среди которых был и Геннадий Киселев, поручается ряд сложных боевых заданий по нанесению ударов по вражеским аэродромам и уничтожению немецкой техники.

 

6 мая 1943 года он в группе 6 «ИЛов-2» вылетел на штурмовку крупного аэродрома противника под Орлом—Хмелевая. За три боевых вылета было уничтожено 4 самолета гитлеровцев. 7 мая он снова летит замыкающим в район этого аэродрома и штурмует вражеские самолеты. При перелете линии фронта у машины Киселева отказал генератор. До цели оставалось 8 минут полета, а впереди его шли два молодых летчика, совершавшие впервые боевой вылет. При подходе к цели Киселев заметил 6 «фокке-вульфов-190», идущих за нашими снизу. Их заметил и ведущий, который сильно увеличил скорость и стал проскакивать цель. Оценив обстановку, Киселев дал сигнал ему об атаке.

В это время вражеские истребители атаковали советских летчиков и своим огнем ранили в руку Киселева. Потом истребители противника отошли, и на штурмовиков обрушился сильный зенитный огонь врага. Превозмогая боль, Киселев, не теряя самообладания, атакует одну из вражеских зениток и выводит ее из строя. Затем на бреющем полете обстреливает фашистов из пушек и пулеметов.

В это время его атаковали два «фокке-вульфа-190». Фашистские летчики прямым попаданием разбили мотор, самолет Киселева, потеряв управление, упал недалеко от города Орла. Сам он был захвачен в плен.

 

Мысль о побеге не покидала с первых минут плена. 19 мая он с группой пленных советских летчиков был отправлен эшелоном в Германию. За станцией Негорелое Киселев с товарищем неожиданно для часовых выпрыгнул из вагона и быстро скрылся в лесу. После трехдневного блуждания по лесу, голодные, они встретили лесника, который привел их в партизанский отряд имени XXIV годовщины Октября. Вместе с партизанами Киселев участвует в боевых операциях по разгрому немецкого гарнизона в деревне Михайлово, ими было подожжено здание, где находились важные фашистские документы.

При переходе партизан из одного леса в другой Геннадий Семенович участвовал в отражении нападения и уничтожении отряда 300 полицейских. Выполняя боевое задание, прошел пешком 120 километров и сдал на партизанский аэродром облигации Государственного займа на сумму 800 тысяч рублей.

 

Вскоре, вернувшись в свою часть, он совершил 79 боевых вылетов. Только как ведущий группы сделал 60 боевых вылетов, показал большой опыт и умение в поражении вражеской цели в Лоевской, Речицкой, Гомельской, Калинковическо-Мозырской и Рогачевско-Жлобинской операциях.

Участвуя в боях за Советскую Белоруссию, Киселев наносил удар за ударом гитлеровским войскам. 28 октября 1943 года он три раза в группе дважды Героя Советского Союза В. Голубева летал в пункт Будище, где, несмотря на плохую видимость и сильный огонь вражеской зенитной артиллерии, уничтожил 1 танк, 2 автомашины, 1 зенитное орудие и до 10 немецких солдат и офицеров.

22 ноября 1943 года наши штурмовики атаковали в районе Гомеля артиллерийские позиции и автомашины по шоссейным дорогам. Киселев вместе с другими летчиками 4 раза появлялся над головами фашистов, сбрасывая на них свой смертоносный груз. Им были уничтожены 5 полевых орудий, 4 автомашины и много гитлеровских солдат и офицеров.

 

В декабре 1943 года во время Калинковической операции командование поручает Геннадию Киселеву срочную перегонку из глубокого тыла 12 самолетов «ИЛ-2». И эту задачу он выполнил с честью.

В период наступления советских войск в Белоруссии Киселев умело и мужественно прокладывает войскам путь на Запад. За 4 дня наступательных боев он совершает 15 боевых вылетов. Ведомые им летчики провели 20 боевых вылетов в район города Бобруйска. Киселев, несмотря на сильное противодействие противника с земли и воздуха, несколько раз снижался до 20 метров, вел прицельный огонь по отступающему противнику и его технике, увлекая за собой летный состав.

 

29 июня 1944 года Киселеву было дано задание разведать, чьими войсками еще занят город Пуховичи. При выполнении задания, в районе Бобруйска, он был подбит вражеской зенитной артиллерией. Несмотря на сильное повреждение самолета, Киселев продолжал полет, долетел до цели, провел разведку и только после этого возвратился на аэродром. В июле 1944 года, ведя разведку боем в районе станции Негорелое, обнаружил в движении эшелон противника и атаковал его. Точно сброшенными бомбами и огнем из пушек и пулеметов вывел из строя и превратил в обломки несколько вагонов.

 

В августе 1944 года Киселев дважды водил свою группу в пункт Каменчик на уничтожение автомашин, повозок и живой силы противника. На втором боевом вылете, после выхода из атаки, самолет его был подбит зенитной артиллерией противника, вследствие чего потерял управление и с крепом начал идти к земле. Киселев дал команду стрелку прыгать на парашюте, а затем прыгнул и сам. Приземлившись, двое суток скрывался в лесу возле железнодорожной станции Мостувка.

Через два дня наши части заняли эту станцию, и Киселев, разыскав часть, снова участвовал в воздушных сражениях.

В дни победоносного наступления наших войск к фашистскому логову — Берлину он сделал за две недели 20 боевых вылетов.