Михаил Михайлович Берников родился в 1915 году в г. Омске. В 1929 году семья его вступила в колхоз «Опыт» Серебряковского сельсовета Ульяновского района. Зимой учился, летом работал в колхозе. В 1931 году окончил 7 классов 3-й железнодорожной школы и стал учиться при паровозо-вагоноремонтном заводе в школе ФЗУ. В этом оке году был принят в ряды Ленинского комсомола. Окончив школу ФЗУ в 1933 году, работал на заводе токарем по металлу. Был активным общественником, вскоре комсомольцы цеха избрали его своим вожаком.
Огромное желание летать привело в Омский аэроклуб, где без отрыва от производства окончил школу пилотов и школу инструкторов-парашютистов.
Вскоре М. М. Берникова призвали на действительную службу в армию. С 1940 года— член КПСС. Учился в тренировочном отряде авиабригады. Окончил школу летчиков. Воевал на Ленинградском, Калининском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронтах. Был командиром звена, командиром эскадрильи. 
Награжден: орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Отечественной войны I степени и медалями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 мая 1946 года за мужество и отвагу в бою, за вождение в бой групп и обеспечение в воздухе операции по форсированию Днепра и расширение наших плацдармов на его правобережье и взятие г. Киева командиру авиаэскадрильи Михаилу Михайловичу Берникову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В 1959 году, демобилизовавшись из рядов Советской Армии в звании подполковника, жил в г. Запорожье, работал на ордена Ленина заводе «Запорожсталь» старшим бригадиром цеха. Принимал активное участие в общественной жизни. В 1963 году скоропостижно скончался.

Лаконичные фразы официального документа. Почти протокольная запись. Цифры. Это — боевая характеристика командира авиаэскадрильи 809-го штурмового авиационного полка старшего лейтенанта Михаила Михайловича Берникова. Она составлена в декабре 1943 года.

Шли наступательные бои наших войск. На написание пространных характеристик просто не было времени, да и писались они урывками, под разрывами бомб и снарядов на фронтовых аэродромах. Это небольшой документ, но перед нами волнующий рассказ о человеке, чья жизнь ежеминутно была на волоске от смерти. Прошли десятилетия. Время сказалось па пожелтевшей бумаге, потускнели фразы, исчезли слова, но подвиг, совершенный летчиком Берниковым, бессмертен.

А в характеристике было записано: «... В боевых условиях личным составом подразделения командует и руководит правильно и грамотно, свой теоретический и практический боевой опыт с умением и желанием передает подчиненным. Эскадрильей с 6/VI 1943 года за время участия на Воронежском и 1-м Украинском фронтах произведено 394 боевых вылета. Лётный состав эскадрильи в бою смел и решителен. Летчики и воздушные стрелки не боятся встреч с противником, правильно строят оборонительные бои и уничтожают его».

Свой первый боевой вылет Михаил Берников совершил в районе города Ржева. Каждый вылет, воздушный бой выполнял грамотно, расчетливо. Самое сложное задание считал вполне выполнимым, если отдать этому всего себя. И еще одна черта была присуща Берникову— высокое чувство товарищества, взаимной помощи. Он помнил хорошо наказы своего первого наставника в Омском аэроклубе И. В. Бекишева: «В воздушном бою всегда надо видеть товарища, чувствовать его локоть».

Был у него друг юности, тоже Миша, по только Макаров. Вместе с ним как-то у проходной завода увидели плакат: «Дать стране полтора миллиона летчиков». А что если попробовать? И попробовали — первыми записались в аэроклуб. Оба стали летчиками—оба Герои Coветского Союза. Не забывали друзья и совет прославленного летчика страны Валерия Павловича Чкалова, когда встречали его в Омске, о том, что только труд и учеба помогут стать настоящими летчиками.

Шли бои за Белую Церковь. Здесь противник сосредоточил крупные силы, пытаясь закрепиться. Но наша пехота не давала ему занять рубежи и стянуть подкрепления. Одна атака следовала за другой. Редели ряды атакующих. На помощь нашим солдатам подошли советские танки. Вражеский шквал огня был подавлен. Вовремя подоспели и самолеты.

Михаил Берников ясно видел немецкие батареи, ведущие огонь по нашим войскам. Зайдя на цель, он сбросил смертоносный груз на врага. Только после узнал Михаил, что там, на земле, вел бой с фашистами его брат Сергей Берников — командир взвода противотанковых ружей.
В дни боев за освобождение столицы Украины г. Киева летчик М. М. Берников проявил большое мужество и отвагу, умение и находчивость в вождении в бой групп самолетов.

3 ноября 1943 года при штурме артиллерийских позиций, танков и живой силы противника севернее Киева его самолет был сильно поврежден, отбит правый руль глубины, отбит левый элерон, пробиты оба колеса шасси. 
Однако самолет он довел до своего аэродрома и благополучно посадил. За мужество и отвагу в бою, за вождение в бой групп и обеспечение с воздуха операций по форсированию р. Днепра, расширению наших плацдармов на ее Правобережье и взятие г. Киева был представлен к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза.

 

Февраль 1944 года. В районе Корсунь-Шевченковский советские войска окружили большую группировку противника. Пытаясь спасти ее, гитлеровское командование направило к городу крупные пехотные и танковые подразделения. Уничтожить их было приказано штурмовой авиации. По пять-шесть раз в сутки отправлялись летчики на уничтожение вражеской техники.

Гитлеровцы стремились спасти свой генеральский и офицерский состав, пытаясь вывезти их на транспортных самолетах. Выполняя задание командования по уничтожению живой силы и материальной части, ведущий группы Берников заметил место скопления самолетов противника. Выведя свою шестерку «ИЛов» точно на цель, произвел бомбовый удар, которым уничтожил вражеские самолеты.

За этот вылет советские самолеты уничтожили и повредили шесть «юнкерсов-52» противника. План гитлеровцев был сорван, враг не ушел из окружения. За этот бой Михаил Берников был награжден орденом Красного Знамени.
В боях за Киев Михаил Михайлович на своем «Илюшине» совершил сорок два боевых вылета. Не раз его товарищи слышали в те дни: «В бою с врагом равняйтесь на летчика-коммуниста Берникова».

 

Михаил Берников покорял товарищей душевной простотой, рассудительностью. Среднего роста, плечистый, с добродушной улыбкой он располагал к себе окружающих, действительно являлся примером мужества и отваги. За годы войны лично совершил 104 боевых вылета, уничтожил 26 танков, 13 самолетов, 35 артиллерийских орудий, 9 складов с боеприпасами и горючим, 87 автомашин, 8 бензоцистерн и более пятисот гитлеровцев.

 

И еще документ. Это партийная характеристика. Написана она партийной организацией завода «Запорожсталь», где работал подполковник Берников после демобилизации из армии.
«...За время своей работы с января 1959 года до февраля 1963 года Михаил Михайлович Берников показал себя трудолюбивым работником. Для повышения квалификации он учился на курсах мастеров. Деловитость, скромность, умение руководить людьми и работать в коллективе — основные качества, которыми обладает Михаил Михайлович Берников. Принимает активное участие в общественной жизни. Член партийного бюро цеха, депутат Орджоникидзевского райсовета, выступает с докладами и лекциями перед трудящимися...» Это была последняя характеристика Михаила Берникова.

9 февраля 1963 года Берников скоропостижно скончался.

Героя хорошо помнят его земляки-омичи. Улица имени Берникова в родном городе, пионерские дружины имени Героя Советского Союза Берникова, уголки славы в пионерских комнатах — это светлая память о нем.