За 1954—1961 годы в городе было построено 1756,2 тысячи квадратных метров благоустроенного жилья, в результате чего более 51 тысячи семей улучшили свои жилищные условия. Только за 1958—1961 годы было построено 1124 тысячи квадратных метров жилой площади, а это почти столько же, сколько было построено в Омске за 35 лет с 1917 по 1952 годы. Несмотря на достаточно высокие темпы строительства жилья, к 1966 году на одного жителя Омска приходилось 6,45 квадратных метра жилой площади.


Последующие годы мирного строительства в Омске, характеризуются еще более высокими темпами строительства жилья, в результате чего сложились благоприятные условия для ликвидации подвальных жилых помещений и бараков.

К началу 1986 года жилой фонд достиг более 15 миллионов квадратных метров, что в среднем на одного жителя города составило 14 квадратных метров. За 20 лет, с 1966 по 1985 «годы, было построено около 10 миллионов квадратных метров жилой площади.

Несмотря на довольно быстрые темпы жилищного строительства, в городе по-прежнему оставался высоким уровень жилого частного сектора, который в 1985 году составлял 17,3%, или 2010 тысяч квадратных метров.  Рекордным годом по вводу в эксплуатацию жилья в Омске стал 1984-й, когда было сдано его около 590 тысяч квадратных метров, почти столько же, сколько было в Омске до революции.

Первые и довольно робкие шаги по благоустройству города в послевоенный период начались только в 1948 году, когда было построено 3,4 километра асфальтированных дорог, 6,5 километра тротуаров и начаты работы по освещению и озеленению улиц. Темпы благоустройства из года в год росли, и уже в 1951 году коммунальными службами города было заасфальтировано 16 километров дорог и более 11 километров тротуаров. Однако за годы войны существующие дороги были настолько разбиты, что темпы их строительства и ремонта обеспечивали нормальную работу городского транспорт та. 
Понимая важность и сложность строительства дорог исполком городского Совета принял решение об ускоренном развитии производственных баз всех коммунальных служб города. При этом особое внимание было уделено развитию водопроводно-канализационного хозяйства и тепловых сетей, так как из-за их слабого развития сдерживались темпы жилищного и промышленного строительства.  Если с 1946 по 1950 год в городе строили по пять километров водопроводных и канализационных сетей, то в 1951—1956 годах было построено 44 километра водопроводных, 26 километров канализационных сетей; установлено 47 водоразборных колонок, что в значительной степени улучшило водоснабжение Ленинского, Октябрьского и Куйбышевского районов города.



В 1961 году в Омске расход чистой воды составил 52,5 литра на одного человека в день, а общая протяженность водопроводных сетей — 390 километров. В это же время протяженность тепловых сетей возросла до 50 километров.
Одновременно в Омске началась газификация квартир сжиженным газом, вырабатываемым Омским нефтекомбинатом. К концу 1961 года в городе было газифицировано около 24 тысяч квартир, а к 1983 году их количество возросло до 260 тысяч.

Впечатляющие объемы работ в эти годы были выполнены по строительству дорог, тротуаров, ливневой канализации и сетям уличного освещения. На 1 января 1954 года в Омске было всего 50 километров асфальтированных дорог и около 63 километров тротуаров. До 1961 года дополнительно было построено 312 километров дорог, 317 километров тротуаров, 35 километров ливневой канализации и около 250 километров линий уличного освещения.  За эти же годы в городе было высажено более 6 миллионов деревьев и кустарников, посеяно около 400 гектаров газонов, а площадь скверов в городе увеличилась на 74,5 гектара. В это время город стали называть городом-садом.

За последние 25 лет объем благоустройства значительно возрос, и к началу 1986 года протяженность асфальтированных дорог составила 803,6 километра, тротуаров — 949,1 километра, ливневой канализации — 198,8 километра, линий уличного освещения — 1505, 9 километра, протяженность благоустроенных бетонных набережных — 13,9 километра, а площадь зеленых насаждений достигла 10,9 тысячи га.

Определенные успехи в строительстве многоэтажных жилых зданий и благоустройстве города позволили градостроителям окончательно сформировать целый ряд магистральных улиц, особенно в центральной части города.  Так, например, проспект Маркса — основная магистраль города, идущая от площади Ленина до железнодорожного вокзала.


Сейчас это одна из красивейших улиц города. Но чтобы проспект Маркса стал таким широким и красивым, омичам очень много пришлось поработать над его реконструкцией. Были снесены старые ветхие деревянные строения и землянки по западной и восточной сторонам будущего проспекта. Были убраны пути старой железнодорожной ветки и высокая насыпь, разделяющая улицы Московскую и Лобкова, снесены бараки, что позволило соединить эти улицы в одну.

Таким образом, проспект Маркса объединил четыре улицы: Аптечную — от улицы 10 лет Октября до улицы Чкалова; Артиллерийскую — от улицы Чкалова до Маяковского; Московскую — от улицы Потанина до южной границы существующей площади Победы, и часть улицы Лобкова.

Не менее интересно происходило формирование улицы, носящей имя В. И. Ленина. Еще в 1920 году, когда Ревком впервые производил замену старых названий, улица Ленина включала в себя бывшие улицы Казнаковскую и Любинский (Чернавинский) проспект. 
За мостом через Омь проходили улицы Дворцовая и Атаманская, которые были объединены в улицу Республики.  В 1967 году, с вводом в эксплуатацию «Юбилейного» моста, исполком городского Совета принял решение продлить улицу Ленина в Куйбышевский район до улицы Маяковского, а улицу Республики упразднить.  Аналогичное слияние улиц происходило при переименовании старых улиц в Северные, Линии, Ремесленные.

Причиной этого служило то, что до революции название улиц давалось в каждом форштадте самостоятельно, хотя фактически они продолжали друг друга.
Многие омичи и особенно приезжие любуются Иртышской набережной, идущей от Ленинградского моста до речного порта. А ведь большинству из них неизвестно, что совсем недавно здесь, от старого городского водозабора и почти до речного порта, берег реки представлял сплошное болото, на котором размещалась лесоперевалка да отдельные складские помещения на сваях.  В 60-х годах, по решению горисполкома, там начался, намыв песка на заболоченные участки, где впоследствии были построены жилмассивы, именуемые площадками А, Б, В. На этих намывных площадках были построены первые девятиэтажные дома.

После окончания застройки свободные от асфальта места были засыпаны грунтом, на котором были высажены десятки тысяч деревьев и кустарников. Теперь набережная Иртыша у площадок А, Б, В стала излюбленным местом отдыха трудящихся Куйбышевского, Ленинского да и других районов города.


Неузнаваемо изменили свой облик и улицы Красный путь, Масленникова, 10 лет Октября и многие другие.  Значительно окрепли промбазы зеленого строительства и городской конторы горсвет. Сейчас в Омске 400 парков, скверов, садов и бульваров, а общая площадь зеленых насаждений в 1990 году составила около 12 тысяч гектаров, или 9 квадратных метров на одного горожанина. Заметно улучшилась и культура зеленого строительства. 

Ежедневно в вечерние часы на улицах Омска зажигается около 30 тысяч различных светильников, а общая протяженность сетей уличного освещения в городе составляет более 1400 километров.

Несопоставимо возросли сети водопровода, канализации и тепловых сетей, теперь их общая протяженность превысила 2000 километров. Суточное потребление воды на одного человека в Омске составило 350 литров, это в шесть раз больше, чем потреблялось в 1961 году.