В послевоенные годы (1951—1965) усилиями омичей были введены в эксплуатацию: Омский нефтезавод, выросший в крупнейший в стране нефтеперерабатывающий комплекс; закончено строительство нефтепровода Туймаза — Омск, протяженностью более 1300 километров; начал выпускать продукцию комбайно-сборочный завод; построены Комсомольский мост через Омь, молочный комбинат, ТЭЦ-3, хлебозавод мощностью 60 тонн хлебных изделий в сутки, холодильник и другие объекты.
Еще более ускоренными темпами шло промышленное развитие в 1965—1970 годах, вступили в строй действующих предприятий: Всесоюзная стройка — омский завод синтетического каучука, фабрика первичной обработки шерсти, завод кислородного машиностроения, ТЭЦ-4.

Значительно увеличились производственные мощности Сибзавода, шинного и сажевого заводов, прядильной фабрики, предприятий машиностроительной, легкой и пищевой промышленности.

Многотысячный коллектив производственного объединения «Омскнефтеоргсинтез» свято чтит память первого директора Омского нефтекомбината Александра Моисеевича Малунцева, который много сделал для того,  чтобы вовремя построить и пустить в эксплуатацию первенец Сибирской нефтепереработки. Именем его названа одна из улиц Советского района, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. У этого дома проводится праздник «Нашей улицы», где ветераны объединения рассказывают о Малунцеве и развитии своего объединения.

Вполне естественно, что с ростом новых предприятий и объемов производства быстрыми темпами росло и население Омска. 27 декабря 1975 года родился миллионный житель города, им стал Павлик Лютиков. Об этом сообщила газета «Омская правда» 28 декабря 1975 в статье «Теперь нас миллион».

В послевоенные годы заметно улучшился жизненный уровень трудящихся, об этом красноречиво говорил рост товарооборота и реализация ценных товаров повышенного спроса. 
За 1953 год товарооборот составил 1641 миллион рублей, а уже в 1957 году — 2488 миллионов рублей. Только в 1957 году населению Омска было продано 4400 телевизоров, 6200 радиоприемников, 3800 швейных и 3800 стиральных машин, 160 легковых автомобилей, 10 000 велосипедов, 700 мотоциклов, 36 000 I часов, 500 холодильников, 1200 пылесосов и много других товаров.


Одиннадцатая пятилетка (1981—1985) явилась важным этапом в развитии городского хозяйства и реализации генерального плана развития города. Накануне советское правительство приняло специальное постановление «О мерах по дальнейшему развитию в 1981 —1985 годах городского хозяйства Омска». 
Это постановление способствовало привлечению сил и средств различных министерств и ведомств для строительства объектов, предусмотренных генеральным планом развития города.  В первую очередь планировалось строить те объекты, которые обеспечивали гармоничное развитие города и комплексное социально-культурное обслуживание населения.  Это — жилые дома, объекты охраны природы и соцкультбыта. 
Намечалось газоснабжение города природным газом, строительство метрополитена, ввод в действие новых мостовых переходов через Омь и Иртыш, аэропорта и ряд других крупных объектов градостроительства.

Реализация генерального плана в одиннадцатой пятилетке позволила продолжить освоение свободных территорий на левом берегу Иртыша. Здесь был застроен 6-й микрорайон на качественно новом уровне с применением проектов домов с улучшенной планировкой и интересными архитектурными решениями.  

За 1981—1990 годы в Омске было построено крупных общественных объектов значительно больше, чем за предыдущие десятилетия. Вот краткий перечень этих объектов: Музыкальный театр (архитекторы Д.Е.Лурье, Н. Н. Стужин, Н. Н. Белоусов, инженер В. А. Вислогузов, инженер-архитектор А. М. Каримов и художник В. А. Десятов); городской Торговый центр, за проектирование и строительство которого присуждена государственная премия РСФСР архитекторам Ю. И. Земцову, В. Н. Парфиненко, В. П. Паровышнику, инженерам Б. А. Миронову, А. В. Шапиро и строителю П. Д. Кучеру; Дворец культуры «Рубин»; кинотеатр «Иртыш», прекрасное здание культурно-спортивного комплекса «Иртыш»; первая очередь культурно-спортивного комплекса «Зеленый остров»; Дворцы культуры «Рубин» и «Звездный»; спортивный комплекс «Авангард»; кинотеатр «Первомайский»; Дом быта, автовокзал и крытый рынок в Кировском районе; мост через Омь в створе улиц Фрунзе и Маршала Жукова; комплекс высотных зданий на проспекте Архитекторов, улица Лукашевича и другие.

Кроме этого, построено два путепровода по улицам Л. Чайкиной и 4-й Кировской, пять подземных переходов, более ста километров дорог, более 200 километров тротуаров, около 150 километров линий уличного освещения и многое другое.

Следует отметить, что значительный вклад в архитектурно-строительное оформление улиц и крупных магистралей города внесли омские архитекторы: В. А. Бутан, П. С. Голенко, И. П. Голенко, А. А. Гоценко, А. М. Каримов, П. И. Круткин, О. Е. Либготт, С. Е. Либготт, Л. Д. Либготт, С. В. Москалюк, О. П. Осипова, П. В. Радищев, Е. А. Степанов, А. В. Тарасов, М. М. Щхаев, Г. Е. Чиркин, А. А. Щеброва, А. И. Юмакаев и другие.

Современный Омск — крупный транспортный узел Западной Сибири. В настоящее время железные дороги в области протянулись более чем на 900 километров, из них около 800 километров электрифицировано.  Грузооборот омских станций к 1990 году составил более 70 миллиардов тонно-километров. Омские железнодорожники регулярно обеспечивают связь европейской части СССР с Дальним Востоком и Средней Азией.

Одновременно наращивают объем перевозок и речники Омского речного пароходства. Появление скоростных судов на подводных крыльях совершило на флоте настоящую революцию. Современный лайнер «Ракета-8» участок пути от Омска до Тары преодолевает за 7 часов, а старые суда на преодоление этого участка тратят более суток. Кроме того, на речном флоте значительно повысилась механизация погрузо-разгрузочных работ и к 1990 году достигла 98%. Речники Омского речного пароходства надежно обеспечивают транспортную связь севера Тюменской области с Казахстаном.

Еще более высокими темпами идет развитие воздушного транспорта. Сейчас Омск связан воздушным сообщением со всеми областными и краевыми центрами России и почти всеми районными центрами Омской области.  За 1990 год через Омский аэропорт проследовало более 900 тысяч пассажиров.


Важную роль в народном хозяйстве области играет автомобильный транспорт. До 1930 года в Омске автотранспортных предприятий не было.
За 1954—1961 годы в городе было построено 60,4 километра трамвайных путей (в однопутном исчислении), в том числе: от центра до нефтекомбината, от парка культуры и отдыха Октябрьского района до шинного завода, от 9-й Линии на ул. Лермонтова до 3-го разъезда и другие. Общая протяженность трамвайных путей достигла 88,4 километра, при 172 вагонах трамвайного парка. В это же время протяженность троллейбусных линий возросла до 19,7 километра, а троллейбусный парк достиг 82 машин. Автобусный парк насчитывал в 1924 году 10 автобусов, к 1961 году их стало 340. Постоянно росли и пассажироперевозки, так, если в 1957 году были перевезено 122,8 миллиона человек, то в 1961 году — 182,2 миллиона.

В первой половине 80-х годов город ежегодно получал около 200 новых автобусов, более 20 трамвайных вагонов, столько же троллейбусов и около 500 легковых таксомоторов. 


К 1989 году в городе работало более 130 пассажирских маршрутов общей протяженностью более 2300 километров.  В 1990 году ежедневно выходили на линии только для перевозки пассажиров более 2000 автобусов, троллейбусов, трамваев и легковых таксомоторов, ежедневно перевозя полтора миллиона пассажиров. За год же было перевезено свыше 600 миллионов пассажиров.  Наряду с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства и вводом новых мощностей перед страной и местными органами власти встала и другая, не менее важная задача — подъема благосостояния трудящихся и улучшения жилищных условий.