Значительным событием в истории Омска, получившим
широкую известность в стране и за рубежом, явилось
проведение в городе первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной,
лесной и торгово-промышленной выставки.
На выставку съехались деловые люди из Петербурга,
Москвы, Одессы, Ростова-на-Дону, Самары, Нижнего
Новгорода, Вятки, Уфы, Оренбурга и других городов. 
На ней были представлены также Кавказ и Средняя
Азия. Прибыли представители различных фирм Англии,
Германии, Дании, Северной Америки, Франции и
других стран.
Выставка продолжалась полтора месяца с 15 июня
по 1 августа 1911 года, ее посетило более 70 тысяч человек,
она явилась важным фактором в развитии экономики
Западной Сибири.

Большой интерес посетителей выставки вызвали полеты
первых русских авиаторов, пилота А. А. Васильева
и двух других специально приглашенных из Москвы и
Петрограда.
Первая Западно-Сибирская выставка показала возможности
края, указала направления, по которым должны
развиваться сельское хозяйство и промышленность,
она также продемонстрировала талантливость и трудолюбие
сибиряков.
В конце XIX — начале XX столетия в Омске продолжалась
бурная застройка центра города богатыми доходными
домами, общественными зданиями и торговыми
объектами. На смену одноэтажным деревянным домам
начали появляться многоэтажные кирпичные здания
классической архитектуры.

Здание бывшего торгового корпуса
В 1896—1898 годах на улице Томской (ныне Лермонтова)
было построено здание коммерческого клуба.
В настоящее время в нем размещается областная детская
библиотека имени Н. К. Крупской.
В 1903—1906 годах на Чернавинском проспекте (ныне
ул. Ленина) по проекту талантливого архитектора
О. В. Деми были построены Московские торговые ряды
и другие здания.
В 1903 году был введен в эксплуатацию железный
разводной мост через реку Омь.
В 1909 году на улице Баронской (ныне Октябрьская)
по проекту известного архитектора И. Г. Хворинова было
построено здание епархиального училища в стиле
классицизма. В настоящее время в нем расположен
ветеринарный институт. По проекту того же архитектора
в 1905 году был построен театр драмы.
В 1914 году вводится в эксплуатацию торговый корпус
на бывшей базарной площади напротив драматического
театра. Это здание построено по проекту академика
архитектуры А. Д. Крячкова.

В 1914—1916 годах на свободном участке эспланады
на улице Капцевича (ныне Красный путь) по проекту
академика архитектуры В. А. Прусакова было построено
одно из замечательных зданий дореволюционного
Омска — Дом судебных установлений. В нем сейчас 
размещается областная администрация. В 1992 году к зданию
сделана четырехэтажная пристройка.
Почти одновременно с вышеупомянутым зданием на
Московской улице (ныне проспект К Маркса) было построено
уникальное здание Управления железной дороги
по проекту известного архитектора Ф. И. Лидваля,
скульптурное оформление выполнено чешским скульптором
В. В. Винклером. Сейчас это здание занимает
институт инженеров железнодорожного транспорта.
Постройка перечисленных значительных для Омска
кирпичных многоэтажных зданий хотя и меняла облик
центральной части города, но не вносила существенного
изменения в массовую застройку Омска. На окраинах
города в бывших форштадтах, особенно в «Порт-Артуре»,
«Сахалине», «Нахаловке», «Копай-городе», «Мариупольских
землянках» и прочих поселках, где жил рабочий
люд, городская беднота, по-прежнему теснились серые,
как пыль, деревянные домишки, саманные хибарки
да землянки. Поскольку Омская крепость долгое время
являлась военным поселением и острогом для содержания
ссыльных, то организацией культурного досуга, особенно
среди гражданского населения, практически никто
не занимался.
Из «Домовой летописи» инженер-капитана И. Андреева
за 1764 год известно, что для организации развлекательных
представлений в крепости использовали помещение
«Чертежной», построенной по инициативе генерала
И. И. Шпрингера. В ней по принципу самодеятельности
работал кружок с громким названием «Оперный
дом». Андреев отмечал: «В нем мы и чинили представления
разных трагедий и комедий, под смотрением и водительством
моим». 
Посещали кружок офицеры да знатные чиновники, 
работал кружок, главным образом, в зимнее время.