В 1963 году состоялся первый чемпионат мира по художественной гимнастике. А в Омске в этом же году был сделан первый набор в ДЮСШ по художественной гимнастике при спортклубе «Красная звезда». Так встретились тренер Г. П. Горенкова и школьница Галя Шугурова.

— Она мне сразу очень понравилась,— вспоминает Галина Павловна.— Симпатичная, мягкая, гибкая, музыкальная и такая худенькая, легкая. У нее был красный купальный костюм и белый бант. Помню, наша пианистка говорила: «Отдай Шугурову в балет, не греши», а я отвечала: «Нужна самой». Была ли это уверенность в прекрасном спортивном будущем маленькой девочки? Трудно разобраться в этом сейчас, Через двадцать лет. Я и не предполагала, что девочка с большим белым бантом — будущая «звезда».

 

Весной 1965 года одиннадцатилетняя Галя Шугурова стала победительницей городского первенства. А несколько дней спустя... она решила прыгнуть со второго этажа, доказать, что может принимать смелые решения. И прыгнула, но повредила ногу и к тренировкам смогла приступить лишь только зимой.

На будущий год на соревнованиях в Красноярске она выполнила норму мастера спорта. 1966 год стал как бы годом выхода омских спортсменок на всероссийскую арену художественной гимнастики. На первенстве школьников России Любовь Биликина стала победительницей, а через год — Галя Шугурова на равных сражалась с известными сестрами Назмутдиновыми.

Как раз тогда Шугурову стали называть Галимой. До этого называли ее Галочкой, Галей, Галиной, а тут, на первенстве России, кому-то из корреспондентов она назвала свое полное имя — Галима.

Под этим именем сибирячку узнал и запомнил весь спортивный мир. В 1969 году на чемпионате страны в Ереване 15-летняя школьница из Омска вступила в борьбу за звание сильнейшей с абсолютной чемпионкой мира 1967 года Еленой Карпухиной, абсолютной чемпионкой СССР Натальей Овчинниковой, четырехкратной чемпионкой СССР Любовью Середой — и заняла второе место.

И вот чемпионат мира 1969 года в Варне. Здесь Галима завоевала первые свои две золотые медали. Ее успех явился подлинной сенсацией, главным сюрпризом соревнований. Ей восторженно кричали — «Бис!» Галима стала второй в абсолютном первенстве, уступив самую высокую награду болгарке Марии Гиговой.

Шугуровой повезло: расцвет ее таланта совпал с появлением на арене выдающихся спортсменок —¦ Натальи Крашенинниковой, Любови Середы, Аллы Засухиной и 66
Ирины Дерюгиной. И тем не менее 70-е годы в художественной гимнастике называют эрой Шугуровой. А в 1970 году Галима только начинала свою эру.
Уже в ранге чемпионки мира ей впервые удалось стать абсолютной победительницей первенства страны весной

 

1970 года в Вильнюсе.
Четыре дня бушевали страсти в гимнастическом зале республиканского Дворца спорта. Не раз журналисты и комментаторы повторяли на этих соревнованиях слово «впервые». Действительно, впервые в чемпионате СССР участвовали 17 команд. Впервые гимнастки соревновались только по программе мастеров. Первый раз союзный чемпионат проходил по программе мировых. Впервые командное первенство определялось по наибольшей сумме очков, полученных в каждом виде многоборья...

Сложная программа принесла много неожиданностей. Даже опытные спортсменки не выдерживали накала соревнований. Еще при исполнении обязательной программы уронила мяч двукратная чемпионка СССР киевлянка Наталья Овчинникова. Коварный мяч подвел и Аллу Засухину.

До последнего момента трудно было назвать имя новой чемпионки. И когда были подведены итоги, на высшую ступень пьедестала почета поднялись... Галима Шугурова и Любовь Середа. Третье место — у свердловчанки Альфии Назмутдиновой.
Галима вернулась в Омск. И снова для спортсменки наступили часы, дни, недели, месяцы упорнейших тренировок.

«Спектаклем красоты» назвали газеты V чемпионат мира по художественной гимнастике, который состоялся в ноябре 1971 года в Гаване. Свыше ста гимнасток из семнадцати стран дали незабываемый концерт «музыки движений».

Абсолютной чемпионкой мира второй раз подряд стала болгарская гимнастка Мария Гигова. Советские спортсменки завоевали одну золотую медаль: чемпионкой мира в упражнении с лентой стала Альфия Назмутдинова. Галима Шугурова в этом виде стала бронзовым призером, а в упражнении со скакалкой — серебряным. Пресса уделяла выступлению Галимы целые полосы. Журналистов восхищала одаренность спортсменки, необычная красота ее прыжков — омичка словно зависала в высшей точке, будто споря с силами земного притяжения.

В следующем спортивном сезоне наши гимнастки соревновались с болгарскими спортсменками уже на равных. И Галима занимала в команде прочное первое место — чемпионка СССР и обладательница Кубка страны. На международных соревнованиях в Чехословакии она доказала основной сопернице Марии Гиговой, что готова принять бой, и подтвердила это на фестивале молодежи и студентов в Берлине.

Москва. Сокольники. Здесь идет «домашний» спор сильнейших «художниц» СССР.
Выступает Н. Крашенинникова из Ставрополя. Звучат страстные аккорды Гершвина. Композицию с обручем гимнастка исполнила легко, свободно, на одном дыхании. На табло — 9,7 балла.

Слово Шугуровой. Омичка берет в руки мяч. Она представила на суд зрителей и арбитров этюд, открывая новую, лирическую, грань своего дарования. Оценка — 9,75. Галима — впереди.

Последний, решающий выход Крашенинниковой. Упражнение с мячом. Композитор Бабаев, «Фантазия». Наташа эффектно поставила точку в комбинации и покинула помост под аплодисменты зрителей — 9,8 балла. Что скажет теперь Шугурова?

Соперничество этих двух одаренных спортсменок стало украшением московского турнира. Галиме для победы было достаточно 9,65 балла. Но она упражнение с обручем выполнила безукоризненно и получила 9,9!

Хрустальная ваза переливалась гранями, сверкала в руках: Галима Шугурова бережно держала в руках Кубок СССР. Теперь уже следовало «переключиться» на Роттердам, где на VI мировом чемпионате ей предстояла встреча с прославленной Марией Гиговой.

Как прошли эти месяцы подготовки к чемпионату? «Плодотворно»,— скажут Г. П. Горенкова и ее ученица позднее и добавят: — «Спасибо всем». Всем — это тем, кто «болел» за Галиму, кто что-то делал для будущей победы — спортивным и другим общественным организациям Омска, руководству спортклуба «Красная звезда», тренерам и спортсменам, умельцу-омичу, который изготовил соответственно международным стандартам булавы для нашей сборной.

Как известно, первая золотая медаль в Роттердаме была завоевана Шугуровой именно в упражнении с булавами. Теперь «золотые булавы Шугуровой» украшают заводской музей.

 

Голландия, Роттердам... Пять золотых медалей, три серебряные и одна бронзовая — вот сколько наград завоевали на VI чемпионате мира советские спортсменки. Четыре золотые — на счету у Галимы Шугуровой. 20-летняя студентка победила в упражнениях с булавами, мячом, лентой и, самое главное, в многоборье, где на высшую ступеньку пьедестала поднялись сразу две гимнастки — Галима Шугурова и Мария Гигова.

На состоявшейся после окончания чемпионата встрече журналистов с поедседателем комиссии по художественной гимнастике А. Готта разговор зашел о будущем. Госпожа Готта подчеркнула, что ее комиссия будет стремиться направить развитие художественной гимнастики в русло совершенствования самих движений, высокой координации, выразительности и обязательной гармонии между гимнастической программой и музыкальным сопровождением. Она не отрицала возможности дальнейшего усложнения программы, но только при условии соблюдения основных требований, предъявляемых к художественной гимнастике, и предостерегала от привнесения в нее элементов акробатики.

Собственно, то же мнение было высказано и чемпионками мира в многоборье Шугуровой и Гиговой. Обе они «проголосовали» за художественность.

Чтобы отлично выполнить упражнение со скакалкой, обручем, лентой или мячом, нужна огромная выносливость, да еще в сочетании с элегантностью, изяществом и легкостью, нужен огромный запас мощности, который набирается изо дня в день изнурительной работой у станка и «прогонами.» —многократными повторениями упражнений, отдельных элементов. Я был на одной из тренировок. Проходят полчаса... час... полтора.

Движения Галимы четки и размеренны, и заканчиваются они в точном соответствии с окончанием музыкальной фразы. Впечатление такое, что упражнения не вызывают у нее никаких усилий, настолько все выглядит естественным. Сегодня художественная гимнастика — своеобразный комплекс, в котором сосуществуют со спортом элементы акробатики, балета, цирка... Причем слиты они настолько органично, что выделить какой-то элемент в чистом виде невозможно. Попробуйте из упражнений с лентой исключить мостики, перевороты вперед и назад, различные кувырки, и останется весьма несложный балет, обрамленный зигзагами ленты. Выкиньте из этого, же упражнения пируэты, танцевальные шаги и па, и останется простейшая акробатика, оживленная все той же извивающейся лентой.

 

В связи с этим вспоминается один давний разговор с Галимой.
— Почему вы выбрали именно художественную гимнастику?
— Если честно, не знаю. Скорее всего потому, что Галина Павловна научила любить гимнастику... Ведь когда я начинала, мне было девять лет. Что я могла знать о спорте вообще? Ничего. Правда, мне всегда нравилось смотреть, как спортсмены сражаются за победу, и я всегда за кого-нибудь «болела»... Меня и сейчас волнуют напряженность борьбы, страсти, которые разгораются у хоккеистов, борцов, велогонщиков.
— Но какие же страсти в художественной гимнастике?
— Вам кажется, что их нет? Ошибаетесь. Они спрятаны внутри каждой гимнастки, но от этого не становятся менее напряженными.
— Что привлекает девушек в художественной гимнастике? — это уже вопрос к чемпионке мира и ее тренеру.

 

Г. Шугурова:

«В нашем виде спорта есть все, чтобы сделать человека, как теперь принято говорить, физически совершенным: акробатика, развивающая ловкость, танцы, воспитывающие пластику движений, упражнения с предметами, делающие девушку грациозной. Я уж не говорю о музыкальном воспитании».

 

Г. П. Горенкова:

«Художественная гимнастика хороша и тем, что доступна сегодня девушкам в большей степени, чем любой другой вид спорта. Она не отпугивает их своей сложностью, безжалостностью, как, скажем, спортивная гимнастика, а, наоборот, внушает уверенность: так, как делают Шугурова и ее подруги, смогут и они... А это очень важно для массового привлечения девушек в спорт...»

 

Дни летят быстро. И вот АН-24 держит путь на Томск. Галима сосредоточенно углубилась в свои мысли. Трудно сказать, о чем думает эта обаятельная девушка с большими, темными, как сливы, глазами, но причин для размышлений более чем достаточно.
Она уже в звании абсолютной чемпионки мира дважды проиграла Наталье Крашенинников ой — на первенствах республики и страны. Как сложится борьба на Кубке СССР?

Невезение для омичек началось уже при жеребьевке: первой выступает Биликина, второй — Шугурова. Люба боролась старательно. Судьи оценили ее выступления с булавами и обручем в 8,6 и 9,35 балла. У Галимы вырывается из рук обруч и ускользает за помост — 9,65 балла. Абсолютная чемпионка страны Н. Крашенинникова (Ставрополь) и мастер спорта международного класса И. Дерюгина (Киев) показали лучшие результаты. Но в упражнении с булавами все три основные претендентки получают только по 9,3 балла.
Галиме казалось, что это уже не ее турнир. Обидно было проигрывать после месяцев упорных тренировок.

— Галя, успокойся,— убеждала ее Галина Павловна в гостинице. — Надо собраться и победить. Ведь ты — чемпионка!

Второй день. Галима начала упражнение с мячом. «Это уже победитель»,— заметила заслуженный тренер РСФСР Г. М. Степанова. Нелегко было поверить ее словам, ведь несколько ранее Крашенинникова получила в этом упражнении 9,8, а Дерюгина — 9,7 балла.

Сообщение информаторов заглушил гром аплодисментов :
— Галима Шугурова — 9,9 балла!
Спортсменку окружили зрители, ее руки не удерживают обилия цветов. Но впереди еще упражнение с лентой.

Томичи горячо поддерживают свою любимицу-сибирячку. Программа Галимы сопровождается аплодисментами, и только когда гимнастка делает особо сложные движения, зал замирает.

9,85 балла! Победа, бесспорная, убедительная.

«Гимнасту надо работать так, чтобы судья от восторга выронил карандаш»,— сказал однажды Артур Гандер, будучи президентом Международной федерации гимнастики.
Осенью 1974 года прошло 18-дневное турне по Соединенным Штатам сборной советских гимнастов. «Ошеломляющий успех», «Превосходно»,— такую оценку давали единодушно газеты Филадельфии, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Бостона, Кливленда и Вашингтона, где побывали советские мастера. «Грация, мастерство и точность буквально поразили зрителей...»—пишет столичная газета «Вашингтон пост».— А выступления Г. Шугуровой и Г. Шафровой были настолько грациозны, что скорее напоминали выступление звезд балета».

И вот несколькими днями позже Всесоюзные соревнования по гимнастике в Омске. Чемпионка мира Наташа Говорухина исполняет упражнение с лентой под музыку Петрова «Русский сувенир». Сколько же можно «нарисовать» за минуту: и матрешку, и русскую красавицу, и метелицу, которая «вдоль по улице метет», а в финале арабеск, который выполнен так прекрасно, так здорово... Наталья Говорухина стала чемпионкой в упражнениях с лентой, обручем, мячом.

Отличным было выступление и омских спортсменок, и не только потому, что они завоевали командное первенство: хотя команда омичек одна из самых юных. Наташа Худякова — такая крохотная, а как она исполнила с обручем свою «Песенку-фокстрот». Наташа Пецура: не верится, что ей 13 лет. И Олечка Катык и Олечка Матюхина с ее «Оранжевой песенкой». Любовь Биликина — здесь и юность, и зрелое мастерство, и вдохновение, и талант. Одно слово: мастер спорта международного класса.
Ах, жаль, не было на турнире Артура Гандера, он бы, конечно, выронил карандаш.
1975 год.

Спортивная хроника из газет и сообщение ТАСС:

«Ростов-на-Дону. Школьница из Киева Ирина Дерюгина (ей недавно исполнилось 17) стала абсолютной чемпионкой СССР по художественной гимнастике. Она лидировала с первого дня чемпионата и в итоге набрала 47,8 балла. Абсолютная чемпионка мира и трехкратная абсолютная чемпионка страны Галима Шугурова получила серебряную медаль (47,4), а абсолютная чемпионка СССР 1974 года Наталья Крашенинникова из Ставрополя — бронзовую». («Комсомольская правда», 31 мая).

«Абсолютная чемпионка страны киевлянка Ирина Дерюгина завоевала и Кубок СССР. Семнадцатилетняя школьница подтвердила на соревнованиях в Киеве, что ее взлет в Ростове-на-Дону, где проходил чемпионат страны, не был случайным. Ее результат — 39,3 балла. Прошлогодняя чемпионка СССР Наталья Крашенинникова из Ставрополя, опередившая Дерюгину в упражнении с обручем на 0,5 балла, заняла второе место. На третью ступень поднялась абсолютная чемпионка мира, прошлогодняя обладательница Кубка СССР Галима Шугурова из Омска» (ТАСС, 22 сентября).

«Чемпионка СССР 17-летняя киевлянка Ирина Дерюгина завоевала Кубок Интервидения по художественной гимнастике. Она была лучшей и в многоборье, и во всех отдельных видах. Второе место на соревнованиях, проходивших в Галле, заняла спортсменка из ГДР Гунхильд Краузе, третьей была Светлана Колчевска из Болгарии». («Труд», 9 декабря).

 

Ну вот, кажется, и все. Чемпионы приходят и уходят. Даже самые блестящие из них, а таковой, без сомнения, является омичка. Так было, так есть, так будет...
Горенкова знала, чувствовала, верила в свою ученицу, в свою младшую подругу. И они снова работают над программой, комбинациями, отдельными движениями. Что греха таить, даже некоторые омские тренеры уже считали эти тренировки жестом отчаяния. Но только не Галима, только не Галина Павловна. И вот...

25 апреля 1976 года в спортивном павильоне «Красной звезды» состоялось торжественное открытие финальных соревнований чемпионата РСФСР по художественной гимнастике. Такого наш город еще не видел. И дело здесь не столько в республиканском уровне турнира, сколько в уровне представительства. Чемпионки и призеры европейских, мировых и всесоюзных первенств...

Весь цвет советской художественной гимнастики, за исключением чемпионки СССР Ирины Дерюгиной (УССР).
Флаг чемпионата поднимают Г. Шугурова, Н. Крашенинникова, А. Засухина и Н. Говорухина.
В яркий праздничный концерт превратились показательные выступления воспитанников детско-юношеских спортивных школ «Труда» и «Красной звезды», четверки акробатов общества «Труд».

Праздник органично продолжили участники вечерней программы чемпионата.
Во время короткого перерыва я взял маленькое интервью у главного судьи соревнований Г. П. Горенковой.

— Галина Павловна, ваши прогнозы?
— Полагаю, что борьба за место в призовой тройке только начинается. Очень сильны и ровны составы у став-ропольцев, свердловчан и омичей.
— А у кого из них шансы предпочтительней?
— У южан. Но, впрочем, посмотрим...

Омички не очень удачно начали соревнование. Видимо, не всегда родные стены помогают... Четыре дня спортивный павильон «Красной звезды» бушевал страстями болельщиков, зрелищной захватывающей борьбой спортсменок и, конечно же... поединками. Центральным из них я бы назвал соперничество Натальи Крашенинниковой и Галимы Шугуровой.

Прогноз Горенковой оказался точным, абсолютной победительницей чемпионата России стала ставропольская гимнастка, на втором месте — омская спортсменка.
А победительницы, не сговариваясь, сказали, что недовольны своими результатами. Это значит, что впереди новые победы, новые успехи в спортивном творчестве.
И они пришли на чемпионате СССР, состоявшемся в июне 1976 года в Тбилиси.
Поистине «золотой дождь» прошел в этот день в тбилисском Дворце спорта для Галимы Шугуровой. Омская студентка трижды поднялась на высшую ступеньку пьедестала почета. У нее лучшие результаты в упражнениях без предмета — 18,65 балла, с мячом — 19,85 и обручем — 19,75. В абсолютном первенстве Г. Шугурова завоевала серебряную медаль. И. Дерюгина, выигравшая титул абсолютной чемпионки СССР, победила в двух видах: упражнениях с булавами — 19,5 и лентой — 19,8.

 

Специалисты, тренеры страны, ведущие «досье» на всех чемпионок, добавили в большой список лестных эпитетов омской гимнастки еще один: поразительное мужество. Но я бы сказал так: поразительное мужество, помноженное на редчайшее трудолюбие. Я не встречал спортсмена, спортсменки, достигнувших вершин в спорте, и после этого столь много внимания, сил, времени, отдающих ежедневным тренировкам. Какие могут быть недостатки у самой лучшей гимнастки мира? Никаких... Но Галина Павловна находит их. Галима выполняет на тренировке упражнение со скакалкой... 
«Ах, опять не так,— говорит тренер,— повтори». И Шугурова повторяет (если понадобится и в сотый раз), пока Горенкова не скажет, обращаясь к пианисту: «Довольно!» Это значит, что удовлетворена работой гимнастки и можно... (нет-нет, не отдыхать) переходить к шлифовке другого не менее сложного элемента.

 

В Базель на восьмой чемпионат мира они летели исполненные надежд. Поселились в гостинице в одном номере с Наташей Крашенинниковой.

В самом крупном спортивном зале Базеля зрители до отказа заполнили трибуны. Галиму знает и любит зарубежный болельщик. Но... Тихо, тихо... Могут тысячи человек в одно дыхание остановить дыхание? Могут. А лента-пушинка, лента-змейка, лента-дымка вдруг, как чугунная, упала на пол, и слышно было в огромном зале ее падение... Галима закончила композицию. Только очень бледная, только губы застыли... Потом Галина Павловна зашла в раздевалку: гимнастка рыдала, уткнув лицо в колени.

Триумфом советских спортсменок завершился чемпионат мира по художественной гимнастике. Ни одной награды высшей пробы не уступили наши девушки своим соперницам. За всю историю чемпионатов мира по этому виду спорта столь бесспорного преимущества не добивалась еще ни одна команда. 19-летняя Ирина Дерюгина к титулу абсолютной чемпионки в последний день соревнований добавила еще одну золотую медаль — за исполнение упражнения с лентой — 19,45 балла. И поистине блестящ был финишный «аккорд» Галимы Шугуровой. Уступив Дерюгиной в споре за абсолютное первенство, она в заключительный день соревнований трижды поднималась на высшую ступень пьедестала. Шугурова была лучшей в упражнениях со скакалкой (19,5), обручем (19,4) и мячом — 19,65 балла. В последнем виде арбитры оценили ее выступление самыми высокими баллами чемпионата.

Потом на одной из пресс-конференций Ирина Дерюгина так ответит на вопрос о Галиме Шугуровой: «Я училась у нее, равнялась на нее... Главное для меня в Галиме — характер».
Помню, сразу по приезде Галимы из Базеля наш разговор.
— Гимнастика — это надолго? — спросил я, имея в виду участие в соревнованиях и такой естественный переход в тренеры.
— На всю жизнь,— ответила Галима и, догадавшись о неспрошенном, добавила: — Буду и тренером, но пока я — гимнастка.
В 1978 году заслуженный мастер спорта СССР, делегат XVII и XVIII съездов ВЛКСМ Галима Шугурова вновь совершила взлет к спортивной вершине. В апреле она завоевала титул чемпионки России, в мае — абсолютной чемпионки СССР.

Затем Галима блестяще выступила на первом чемпионате Европы. В интервью для телевидения она говорила:
— Мне трудно рассказывать о ходе борьбы. Я не следила за выступлениями Ирины Дерюгиной, других соперниц. Даже не помню, какие мне дали оценки за каждый вид. Знаю, когда последний раз уходила с помоста, сил никаких не было. Опустилась на ступеньки. Спряталась за каким-то цветком в кадке. Галина Павловна обняла меня, а сама поверх цветка на табло смотрит: «Галочка, умница ты моя, ты выиграла!» Остальное было как во сне — и медаль абсолютной чемпионки Европы, и перелеты из Мадрида в Москву, и возвращение в Омск...

Через четыре года, солнечным первомайским днем мы продолжали разговор о гимнастике. Галима покачивала коляску с месячной Дамирой, а Рафаил, которому год ж четыре месяца, пытался авторучкой в моем блокноте оставить свой первый автограф. Отец малышей — мастер спорта международного класса, известный велогонщик, а теперь тренер, Ренат Шарафуллин колдовал над детским: велосипедом.

— Галима, что вы думаете о гимнастике теперь, спустя четыре года?
— Сначала: что я испытываю. Благодарность. Благодарность за уроки жизни, за муки и счастье. И еще я знаю, что должна нашему чудесному виду спорта. Я буду воспитывать гимнасток,
— Мастеров, чемпионов?
— Не обязательно. Гимнасток. Это значит — красивых, изящных, сильных и духом, и телом, благородных, настоящих людей.
— А если вести речь о высшем спортивном мастерстве, ведь вы не исключаете мысль, что среди ваших будущих воспитанниц могут вырасти и такие... Что они должны сделать в гимнастике и для гимнастики?
— Думаю, оставить в спорте свой след.

Сама Галима Шугурова оставила яркий след в художественной гимнастике. Неповторимы ее вольные упражнения, где каждое движение женственно, грациозно и: красиво, незабываемо представление — танец со скакалкой, в котором спортсменка словно зависала в высшей точке прыжка, упражнения с послушной ей лентой-змейкой. Знаменитый фрагмент выступления с обручем теперь называют «вертушкой Шугуровой».

Поражает воля и мужество спортсменки, после ряда неудач вновь вернувшейся на пьедестал; ее редкое трудолюбие и одаренность вызывали гром зрительских аплодисментов и восторженные отклики прессы. Популярность Галимы и ныне необычайна в спортивном мире, ее выступления называют триумфом красоты в художественной гимнастике.