Михаил Афанасьевич Макаров родился в 1917 году в г. Омске в семье рабочего. После семилетки в 1933 году окончил школу ФЗУ при паровозо-вагоноремонтном заводе и работал котельщиком в сборочном цехе. Учился без отрыва от производства в планерном кружке при заводе. Весной 1934 года вступил в комсомол, а осенью был принят в Омский аэроклуб. В 1935 году закончил пилотское отделение, в 1936 году — инструкторское и перешел на постоянную работу в аэроклуб летчиком-инструктором.
В апреле 1940 года был зачислен курсантом в Ульяновскую военно-летную школу. После окончания работал летчиком-инструктором и в августе 1942 года в составе 828 штурмового авиаполка был направлен на Карельский фронт. Воевал на самолете «ИЛ-2». С боями прошел от реки Свирь до Норвегии. Освобождал от немецко-фашистских захватчиков Советское Заполярье. С осени 1944 года и до конца войны сражался на 2-м Белорусском фронте. Член КПСС с 1944 года. Награжден: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, «Знак Почета» и многими медалями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 августа 1945 года присвоено высокое звание Героя Советского Союза за умелое командование подразделением в бою и проявленные при этом стойкость и отвагу. С 1946 года служит в аэрофлоте. Работал пилотом в Омске.


116 боевых вылетов; лично уничтожены: 36 автомашин, 56 повозок с военными грузами, 29 орудий полевой артиллерии, 8 складов с боеприпасами и горючим, 28 служебных и жилых зданий, 4 паровоза, 7 танков, 7 самолетов и один сбит в воздушном бою и много другой техники и живой силы противника. Это наглядная иллюстрация результатов личной боевой работы в годы войны командира звена штурмового авиационного полка Героя Советского Союза Михаила Афанасьевича Макарова.
Боевой счет с врагом Михаил Макаров начал в феврале 1943 года на Карельском фронте. В первом же бою он уничтожил фашистскую артиллерийскую батарею и подорвал склады с боеприпасами.

Нередко прямо над фронтовым аэродромом разыгрывались ожесточенные воздушные бои. Издали доносился неумолкавший гул артиллерийской канонады. Уже через несколько дней Макарова трудно было отличить от бывалых воинов. Все задания он выполнял быстро, уверенно, умело.

 

«Такой в бою не оплошает»,—говорили о нем боевые товарищи.
 
И будучи рядовым пилотом, и командиром звена, он много раз в тяжелых боях проявлял стойкость, самоотверженность и умение. Однажды на рассвете самолеты один за другим поднялись с аэродрома и взяли курс к линии фронта. Сверху хорошо были видны фашистские танки, передвигавшиеся к нашей передовой. Необходимо было сорвать атаку гитлеровцев.


Развернувшись, самолеты начали пикировать на танки. Вниз полетели десятки авиабомб. Выбрав цель, Михаил Макаров обрушил на нее весь запас бомб. Подбитый танк задымил, но затем, свернув в сторону, стал уходить. Макаров, сделав еще один заход, с бреющего полета почти в упор выстрелил в танк, который навсегда остался на месте. Не обращая внимания на зенитные установки врага, он пошел на бреющем полете вдоль шоссе и расстреливал фашистские колонны. Но вдруг немецкий снаряд угодил в радиатор. Передав командование звеном заместителю, Михаил Афанасьевич пошел на посадку. Несколько минут кружил над лесом, выбирая место. Сильно ударившись о землю, самолет остановился. Какое-то мгновение ничего не мог понять. Рев моторов над головой вывел Макарова из шокового состояния. Над ним кружили товарищи, указывая путь из леса.
Оставив самолет, Михаил Макаров и стрелок-радист Кобяков пошли на восток. Вот до них донесся разноголосый гул. Это двигались по шоссе норвежцы — местные жители, прятавшиеся от немцев. Они спешили в родные места. Увидев советских летчиков, люди остановились и с любопытством рассматривали их. Потом поняв кто это, окружили плотным кольцом и стали приветствовать.
Вскоре летчики были у своих.

 


Много успешных боевых вылетов совершил в годы Отечественной войны Михаил Афанасьевич Макаров. Но если спросить, какой из всех вылетов он считает для себя наиболее памятным, он непременно назовет штурм вражеского аэродрома в районе Тунгозера.
В апреле 1944 года эскадрилья скрытно подошла к немецкому аэродрому и обрушила свой удар на врага. Шесть самолетов противника и большое количество обслуживающей техники было сожжено. Возвращаясь с задания, штурмовики Макарова подверглись атаке группы истребителей противника. Несмотря на численное превосходство гитлеровцев, эскадрилья успешно провела бой, во время которого сбила три немецких истребителя, один гитлеровский самолет был уничтожен Макаровым.
На одном из участков фронта продвижению наших войск сильно мешала вражеская артиллерия. Гитлеровцы, защищая позиции, сосредоточили там большое количество зенитных орудий. В первую очередь надо было заставить замолчать немецкие зенитки. Наше командование поручило это дело летчикам. На малой высоте Макаров и его товарищи вышли на заданную цель, обрушили на вражеские артиллерийские позиции мощь своего огня. Артиллерия противника замолчала. Зенитные установки немцев были атакованы вторым звеном группы Макарова. Наши наземные части после этого пошли в наступление и выбили противника с занятого рубежа, закрепились на нем.

 


День ото дня совершенствовалось боевое мастерство Михаила Афанасьевича Макарова. 179 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника сделали под руководством своего командира летчики Макарова.
Вернувшись после войны в родной Омск, свой первый гражданский рейс в северные районы области по маршруту Омск — Тара — Усть-Ишим Михаил Афанасьевич совершил с чувством большой радости и восторга. Отпала необходимость настороженно всматриваться в небо и землю, не надо было напрягать каждый мускул, в любое мгновенье ожидая нападения врага.

 

Прошли годы, но он по-прежнему бодр и занят любимым делом. Командир корабля «ТУ-104» Михаил Афанасьевич Макаров ведет большую общественную работу по воспитанию молодых летчиков.