1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.78 (9 Голосов)

Рейсы во вражеский тыл


Владимир Фомич Анисов родился в 1921 году в Омске в семье рабочего. Окончил среднюю железнодорожную школу № 3, курсы водолазов и Омский аэроклуб. С 1939 года - курсант авиационной военной школы летчиков. После окончания школы был направлен в авиационный разведывательный полк. Член КПСС, 22 июня 1941 года на Юго-Западном фронте он вступил в бой с гитлеровскими захватчиками. Воевал на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах.

Прошел боевой путь от командира звена до командира авиаэскадрильи. 
Награжден: орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Александра Невского и несколькими медалями.

26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР В. Ф. Анисову присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время — полковник запаса. Живет и работает в Киеве.


«...250 боевых вылетов ночью на самолете У-2 и 139 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2, в результате которых был нанесен большой урон технике и живой силе противника»,— так начинается наградная реляция Владимира Фомича Анисова.

Не один героический подвиг совершил Владимир Анисов во время рейсов в тыл врага, нанося штурмовые удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-промышленным объектам, живой силе и технике противника. За участие в Сталинградской битве он был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Однажды, выполняя боевое задание, вел машину в сплошном тумане. Многие самолеты в ту ночь вернулись назад, но Анисов продолжал полет даже тогда, когда упало давление масла в одном из моторов. Высота полета резко упала, но это не помешало ему уйти от огня вражеской зенитной артиллерии, найти переправу и разбить ее.

В октябре 1943 года Советская Армия вела наступательные бои за освобождение Украины. Продвижению вперед мешал вражеский аэродром, расположенный недалеко от линии фронта. Командование фронта приказало летчикам Анисову и Степанищеву разбомбить этот аэродром.

Едва забрезжил рассвет, штурмовики-гвардейцы, ведомые Анисовым и Степанищевым, вылетели на выполнение задания.
Когда они приблизились к немецкому аэродрому, гитлеровцы открыли сильный огонь. Спустившись до высоты 300 метров, штурмовики сделали первый заход и сбросили бомбы на стоянки «хейнкелей» и «мессершмиттов». Часть машин находилась на рабочем поле, а 12 «хейнкелей» расположились на окраине аэродрома.

За первым последовали второй и третий заходы. Спустившись еще ниже, летчики подвергли обстрелу из всех огневых средств центр стоянки самолетов. На аэродроме возникли пожары.
В этот полет штурмовики подожгли, уничтожили и повредили 13 самолетов противника.
На следующий день командование приказало летчикам повторить налет на аэродром противника.

Землю застилала густая пелена облачности. Пробиваясь сквозь нее, двенадцать штурмовиков во главе с гвардии старшим лейтенантом Степанищевым летели во вражеский стан. Задание было ответственное, надо было нанести удар по немецкому аэродрому. Гвардии старший лейтенант Анисов первым заметил аэродром и доложил ведущему группы. Раздалась команда, и штурмовики развернулись на цель.

К моменту прихода наших штурмовиков на аэродроме противника находилось около десятка двухмоторных самолетов; десять одномоторных самолетов стояло на взлетной полосе. Понеся накануне большие потери, гитлеровцы подтянули сюда новые противозенитные средства. Заметив приближение наших самолетов, немцы открыли сильный заградительный огонь. 
Вражеские зенитчики стремились не дать штурмовикам атаковать цель. Противник поднял в воздух три «мессершмитта-109». Но попытки врага ничего не дали. Гвардейцы провели над аэродромом несколько заходов и прямым попаданием бомб, огнем из пушек и пулеметов сожгли восемь самолетов. Кроме того, было повреждено шесть машин.

При пятом заходе на цель прямым попаданием снаряда вражеской зенитки был поврежден самолет старшего лейтенанта Степанищева. Машина стала непослушной. Пришлось садиться на территории противника вблизи аэродрома, который только что штурмовали. Анисов организовал «круг», летчики не подпустили к самолету ни одного фашиста.

На выручку командира ринулся его ведомый младший лейтенант Павлов. Презирая грозившую опасность, он посадил свой самолет вблизи машины Степанищева. Старший лейтенант Степанищев и воздушный стрелок Горбунов подбежали к машине Павлова и кое-как разместились в ней. Двухместный боевой самолет с четырьмя воинами снова взмыл в воздух.

Жизнь людей спасли. Но Анисова и его боевых товарищей беспокоило то, что немцам достанется советский самолет, хотя и поврежденный. Гвардейцы, совершив несколько атак по самолету, привели его в негодность.

Во время этой атаки был подбит еще один «мессершмитт-109». Остальные, видя бесславную судьбу своего собрата, поспешно скрылись.


31 октября 1943 года был очень удачным вылет на «охоту» четверки штурмовиков Владимира Анисова, которая атаковала вражеский аэродром и примыкающие к нему места скопления фашистской техники. На аэродроме в момент атаки стояли два немецких самолета «юнкерс-52» и «мессершмитт-109». Летчики сожгли их. Просматривая местность, Анисов заметил три вражеских танка. Снизившись до высоты 50 метров, он поразил их противотанковыми бомбами. Было уничтожено два артиллерийских орудия, передвигавшихся вдоль линии фронтовой дороги.

Противник, неся большие потери от ударов советской авиации, неоднократно пытался действиями своих истребителей помешать нашим летчикам штурмовать скопления его войск. Попытки врага разбивались о мужество и стойкость советских истребителей, которые разгоняли стаи фашистских коршунов и сбивали их пушечно-пулеметным огнем.
Двенадцать «мессершмиттов-109» пытались атаковать славных советских штурмовиков. Однако пара истребителей прикрытия сорвала замысел противника.

В ноябре 1943 года группа штурмовиков получила задание уничтожить врага, который в одном расположении наших войск прорвался вперед. На выполнение ответственного задания группу самолетов повел капитан Анисов.

Отбомбившись по танкам, штурмовики встретили в районе цели до 30 вражеских «юнкерсов», шедших под прикрытием четырех «мессершмиттов-109» бомбить наши 
позиции. По команде ведущего пятерка штурмовиков врезалась в численно превосходящую группу вражеских бомбардировщиков. Навязав гитлеровским самолетам бой и расстроив их боевой порядок, наши летчики заставили врага беспорядочно сбросить бомбы, принудили немцев поодиночке удирать с поля боя.

За этот бой Владимир Фомич Анисов был награжден орденом Александра Невского.
Апрель 1944 года. Севастополь превратился для немецкой армии в мышеловку. С севера, с востока, отовсюду гитлеровцев все сильней и настойчивей гонят к морю наши наземные войска. Выход для немцев один — к воде. Но и этот путь не свободен. Его преграждают советская авиация и флот.

Безвыходность положения заставляет фрицев драться с отчаянием смертников. Бои за Севастополь становятся все более ожесточенными. Советские солдаты смелым и решительным ударом с севера преодолевают сильные заграждения противника и занимают первую линию его траншей.

...Три шестерки советских штурмовиков, ведомые летчиками Анисовым, Афанасьевым и Киряевым, совершили налет на вражеский аэродром, расположенный к югу от Севастополя. Первой, пробив облачность на высоте 100 метров, пикировала шестерка Анисова. За ней атаковали аэродром другие две шестерки. В результате налета на этот и соседние аэродромы было уничтожено 12 немецких самолетов.

Итак, на протяжении долгих лет войны, изо дня в день — ожесточенная борьба, требующая от летчика неимоверного напряжения. Кажется, и не было таких фронтов, где бы не воевал наш земляк. Много было случаев, когда смерть стояла рядом, но она отступала перед мужеством и боевым мастерством летчика-коммуниста.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить