1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.00 (1 Голос)

На вечере памяти Парижской Коммуны, проходившем в Омском
общественном собрании в марте 1921 года, пьеса П. Бляхина 
в исполнении рабочего театра произвела сильное впечатление,
сообщает газета «Советская Сибирь». Любители (их в
рабочем театре было больше, чем профессионалов.— С. Я.) и
артисты сумели выразить мощь и темперамент восходящего
класса. Зал был переполнен и реагировал бурно.
Рабочий театр — э т о одна из студий Пролеткульта, начавшего
свою деятельность в Омске в августе 1920 года. Тремя месяцами
раньше губернский отдел народного просвещения составил
план создания новых театров. Познакомившись с ним,
можно понять, что по грандиозности замыслов, связанных с
театральным развитием, Омск ни в коей мере не хотел уступать
другим городам страны. Уже в 1920—1921 годах предполагалось
открыть десять новых театров. Ставка делалась на самодеятельность:
в Омске насчитывалось двенадцать тысяч рабочих,
перед ними Пролеткульт ставил задачу — создать новую пролетарскую
культуру, выделив из своей среды драматургов и актеров.
При заводах, фабриках, клубах, дворцах культуры возникают
кружки и студии, именуемые в газетах «театрами». Ими
нередко руководят люди малопрофессиональные, лишь понаслышке
представляющие, к примеру, что такое конструктивизм
и зачем он нужен, но тем не менее смело пытающиеся
освоить средства выразительности условного театра. Если в театре
В. Э. Мейерхольда конструкция несла с собой условный
образ действия, вызывала ассоциативные связи со всей Вселенной,
с миром, с действительностью, то пролеткультовцы рассматривали
ее чисто формально. «Метод взят новый, конструктивный,—
сообщает корреспондент «Рабочего пути», побывав на
репетициях драматического кружка Дворца культуры имени
Молодой гвардии.—Действие происходит не на фоне обычных
декораций, а на особых площадках разной высоты и разного
объема. Этим вносится в спектакль свежесть». 
И все же в подобных кружках воспитывался зритель, 
который принимал в театре любые условия игры.
Из руководителей коллективов, стоявших на платформе
Пролеткульта, самыми одаренными считались в Омске Готлиб
и Горский, поставившие в Рабочем театре, кроме агитпьес и
массовых праздничных сценариев, спектакли «Тартюф» и
«Скупой» Мольера, в которых применялись приемы «масочности», 
пантомимы и даже акробатики. На основе Рабочего театра
они мечтали открыть в апреле 1921 года ЭКРЕВТЕ (экспериментально-
революционный театр), уже был выбран репертуар—
«Мистерия-буфф» Маяковского, «Зори» Верхарна, «Каин» Байрона.
Но вскоре газеты сообщили: в ЭКРЕВТЕ начались разногласия,
и его руководители переходят работать в профессиональный
драматический театр.
Разногласия касались и репертуара, и самого метода работы.
 Часть актеров будущего ЭКРЕВТЕ интересовалась
обычным классическим репертуаром: пьесами Островского, Гоголя,
предлагала своим руководителям драматургию Горького;
отвлеченность, условность, «масочность» ее не особенно вдохновляли
— больше привлекала индивидуализация образов, создание
живых человеческих характеров.
Такого же направления придерживались и самодеятельные
артисты Показательного театра. В его репертуар входили пьесы
Островского «Бедность — не порок», «Женитьба Белугина»
и «Доходное место», «Рабочая слободка» Карпова, «Новая
жизнь» Потапенко и «Проклятое зелье» Поттеше. Руководитель
Показательного театра В. А. Рославлев перед каждой премьерой
объяснял, что заостряет социальное содержание пьесы.
Однако в эти заявления не слишком верится после того, как
прочитаешь многочисленные пьесы Рославлева, изданные в
Перми, Самаре и Омске (некоторые из них удостоены премии
Новороссийского университета и отзыва профессора
Б. В. Варнеке). Содержание пьес дает основание утверждать,
что Рославлев находился под сильным влиянием толстовства,
идея сохранения «бога в себе» во все времена, при любых катаклизмах,—
главная идея, им владеющая. Он идеализирует
деревню, излюбленные персонажи его произведений — сельская
учительница, девочка-сиротка, студент, актер, чиновник, матрос,
купец, слуга. Автор использует все приемы традиционного
бытового психологического театра, умело строит диалог, стремится
к полной реальности действия, его героям свойственна
полнокровность, подробная характеристика.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить