В марте 1918 года из Петрограда в Омск отправился железнодорожный эшелон с рабочими-путиловцами и их семьями и оборудованием. По прибытии эшелона в город им были выделены квартиры для устройства семей и помещения бывших мастерских переселенческого управления, в которых в то время имелись мастерски слесарно-механическая, сборочная, кузнечная, литейная, инструментальная и другие. Путиловцами, инициаторами создания нового завода в Омске, были A.M.Синицын, И. М. Бормотов, Н. В. Квашнин, Н. В. Капустин, И. М. Григорьев, М. Я. Крузевич и другие, всего 75 человек.

Получив необходимую базу для развертывания завода, путиловцы быстро установили оборудование, и уже 18 мая 1918 года состоялось торжественное открытие нового предприятия, которое стало называться завод «Сельский работник».
Первым директором этого завода был избран М. И. Дьяков. В июне 1923 года было создано объединение «Металлотрест», в которое вошли: фабрика «Энергия», плугостроительный завод «Красный пахарь» и 1-й механический завод (так стал к тому времени называться завод «Сельский работник»).  Весной 1925 года в 1-й механический завод влилась фабрика «Энергия», в результате чего создалось новое предприятие Сибирский завод сельскохозяйственного машиностроения — Сибзавод.
В 1940 предвоенном году Сибзавод выпустил продукции в 220 раз больше, чем его предшественник завод «Сельский работник» в 1925 году. План 1941 года по поставкам сибзаводовцы выполнили более чем на 110 % .

За достигнутые успехи по выпуску продукции для фронта и обеспечения сельского хозяйства тракторными опасными частями в 1944 году Сибзавод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В июне 1968 года в связи с 50-летием со дня основания завода приказом министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР Сибзаводу было присвоено имя «Борцов революции».
В 1930 году в Омске вступил в строй крупнейший в Западной Сибири элеватор. В 1937 г. была принята в эксплуатацию первая очередь окружной железной дороги протяженностью 26 километров.

В 1933 году был построен и введен в эксплуатацию деревянный мост через Омь в створе улиц Баррикадной и Омской (мост просуществовал до весны 1983 года).  В ноябре 1936 года был построен первый участок трамвайного пути от железнодорожного вокзала до сада имени Куйбышева (ныне сквер у кинотеатра им. Маяковского) протяженностью 8,2 километра. В феврале 1937 года вступила в строй новая полуавтоматическая телефонная станция. В мае 1938 года было начато строительство Омского шинного завода.
В 1939 году была введена в эксплуатацию первая очередь ТЭЦ-2 мощностью 4 тысячи киловатт. В 1941 Году ее мощность была доведена до 16 тысяч киловатт.

Особенно большие и ответственные задачи ставились перед городом по развитию промышленного производства на третью пятилетку. В Омске планировалось дальнейшее увеличение выпуска промышленной продукции путем строительства и сдачи в эксплуатацию нового комплекса автопредприятий, ТЭЦ-2 и других промышленных объектов.
За годы предвоенных пятилеток к 1940 году промышленное производство Омска возросло по сравнению 1913 годом в 26 раз.
В первые годы эксплуатации железной дороги через Омск проходило около семи поездов в сутки, а грузооборот к 1941 году составлял 609,5 миллиона тонно-километров.

Заметную роль в развитии транспортных связей Омска играл Иртыш. Еще в 1838 году был построен и спущен на воду первый колесный пароход «Основа», а 1891 году по Иртышу ходило 73 судна. В 1893 году на Иртыш вышел первый пассажирский пароход «Кормилец», его скорость против течения составляла около 15 километров в час.

В 1914 году на Иртыше курсировало 25 товаро-пассажирских, 24 буксирных парохода и 120 деревянных и железных барж, дебаркадеров и паузков.  В начале 30-х годов в городе начались регулярные авиационные пассажирские и грузовые перевозки.  С развитием гражданского и промышленного строительства и увеличением населения значительно возросла потребность в транспортных перевозках внутри города.  Возникла необходимость в новой организации перевозок, создания новых пассажирских предприятий, а это, в свою очередь, потребовало новых затрат сил и средств местных властей.
Первое омское пассажирское автотранспортное предприятие было создано в начале 1924 года, начавшее работу с подготовки водителей, слесарей и механиков.  В июне 1924 года из ворот вновь созданного транспортного предприятия на улицы города вышел первый автобус, рассчитанный на 10 мест. Ежедневно на линию выходило в то время шесть машин. К осени 1930 года автобусный парк города насчитывал двадцать машин. В них ежедневно выходило на линию 12—14 машин, остальные находились на ремонте и на профилактическом обслуживании.

Протяженность маршрутов в эти годы составляла всего 6,3 километра. Основными автобусами были: Я-6, ЛМО-4, ЗИС-8, ЗИС-16. К 1937 году парк машин увеличился до 40 единиц (838 посадочных мест). Протяженность автобусных маршрутов увеличилась до 28 километров.  Большим событием в жизни города явился пуск в 1936 году трамвая. Перевозки пассажиров благодаря этому резко возросли.

24 сентября 1920 года газета «Советская Сибирь» писала: «Осуществить план переселения рабочих из землянок в лучшие помещения, а буржуазию и весь паралитический, нетрудовой элемент выселить из особняков».  Уже летом 1920 года на северной окраине Омска было начато строительство городка Водников для работников Нижне-Иртышского речного пароходства.