Глава 2
ГУБЕРНАТОРСКИЕ  ПРОГРАММЫ

Его Высокопреосвященство нам обещал на небе райское блаженство…

«Хозяин» своего слова. Сказал… – не сделал. Ещё раз сказал.
Сегодня о тех программах мало кто вспоминает. А ведь в своё время они наделали много шуму, формируя «позитивный» имидж омского губернатора.
Когда дело касается личных интересов, Леонид Полежаев пытается демонстрировать – энергичность, целеустремленность, великолепное знание сложившейся обстановки, то есть – выдавать желаемое за действительность.
Если хотя бы половина всех его сил была бы брошена на реальное развитие Омской области, то, вероятно, наша жизнь совпадала бы с картинкой, транслируемой ежедневно «губернаторскими» телевизионными каналами. К очень большому сожалению, телеканалы не транслируют записи выступлений губернатора в ретроспективе, то есть… с начала его политической карьеры в качестве председателя облисполкома, затем губернатора и до сегодняшних дней. 
Причина лежит на поверхности – практически все обещания и рассказы о перспективах развития Омской области так и остались рассказами. 

В этот край таёжный только самолётом можно долететь
Программа «Ан-2» в «Ан-3». В начале девяностых годов на базе «Омского аэрокосмического объединения «Полёт» в рамках конверсионной программы решено была начать реконструкцию старых «кукурузников», устаревших и морально, и физически. 
Применяя инновационные технологии, началось изготовление самолёта нового поколения – «Ан-3». Более мощный двигатель, удлинённый фюзеляж… Хорошая была задумка, тем более что именно такая техника действительно нужна в каждом регионе, но… – «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Программа не реализована. Сделали несколько образцов, продемонстрировали достоинство новой техники в небе перед журналистами и… полное фиаско. По каким-то причинам не нашлось заказчиков на это изделие. Точнее говоря, они были, но считанные единицы. Причины просты, кукурузник с мотором ТВД стоит примерно столько же, сколько новенькая «Сесна». И хоть по определенным параметрам «Ан-3» для России более приемлемая модель, но… «Сесна», все же – «Сесна». И если жигулёнок для бездорожья будет получше иных иномарок, в целом же… – иномарка лучше.

Бросая ввысь свой аппарат послушный…
Программа «Ан-70». Такая же учесть постигла и эту программу. Девятнадцатого сентября 2001 года Леонид Полежаев распорядился выделить из областного бюджета средства на испытания и сертификацию самолета «Ан-70», который должен был стать тем самым спасительным проектом для аэрокосмического объединения «Полёт». Ранее точно также надежды возлагались на производство самолета «Ан-3». По настоящему же предприятие начало вставать на ноги в 2007 году, когда вошло в московский холдинг имени Михаила Хруничева. А как только москвичи получили бразды правления в свои руки – сразу всплыла интересная история с незаконной продажей большого участка земли аэрокосмического объединения «Полёт» под строительство жилого комплекса «Космос». О самолёте в этой связи как-то забыли. Не до этого, право…

Эх, прокачу!
Программа «Автобус «Volvo». Пятого декабря 1997 года в Гетеборге между областной администрацией и группой компаний «Volvo» был подписан меморандум о сотрудничестве и совместной деятельности. На базе омского производственного объединения «Иртыш» планировалось выпускать до пятисот автобусов в год. Сделали несколько штук, а потом, по неимоверно высоким ценам пытались продать их желающим. Таковых не нашлось. Тогда губернатор своим волевым решением, в принудительном порядке, обязал некоторых руководителей предприятий купить по одному из автобусов для своих нужд. А попробовали бы они это не сделать…  

И ездить мне приятно, по улицам опрятным…
Программа «Москвич-пикап».  Двадцать седьмого августа 1999 года, как результат сотрудничества правительства Москвы и Омской области, на базе ОМП имени Баранова торжественно открывается «Омский автомобильный завод». С конвейера сходит первый «Москвич-пикап», в то время как мощности завода рассчитаны на десять тысяч автомобилей в год. Скажите мне, кто, где и когда (в котором часу) видел эти автомобили? 

Броня крепка и танки наши быстры…
Программа реализации военной техники, и прежде всего танков «Т-80-У», изготовленных на базе Омского завода транспортного машиностроения, также не увенчалась успехом. 
Проводимые в Омске раз в два года выставки вооружений и конверсионной продукции были организованы на высочайшем уровне. Денег никто не считал, поскольку были уверены, что перед заморскими гостями (а их приезжало великое множество) нужно блеснуть при полном параде «гремя огнём, сверкая блеском стали». 
И блистали… Блистали в выставочных павильонах, на военном полигоне 242-го учебного центра воздушно-десантных войск в посёлке Светлый. Блистали так, что в глазах рябило, а уши закладывало. Репортажи с телевизионных экранов сыпались как из рога изобилия, выдавая желаемое за действительность. Не скрою, в этих процессах принимал участие и ваш покорный слуга, статус которого в девяностые годы был – Собственный корреспондент Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.
В июне 2002 года, на пышной презентации предприятия «Омсктранскор» – одного из трех акционерных обществ, образованных в результате реорганизации ГУП «Омсктрансмаш», Леонид Полежаев объявил, что холдинг «Мегатранскор» готов инвестировать тринадцать миллионов долларов в развитие нового предприятия. 
Инвестиции так и не поступили, а вот часть оборудования словно испарилась. Тем временем, в конце этого года на предприятии «Омсктрансмаш» начинается процедура банкротства. 
Двенадцатого февраля 2004 года вторая попытка – из ГУП «Омсктрансмаш» опять выводят часть производственных мощностей в ОАО «Омсквагонзавод». Выводят под «честное» слово представителей все того же холдинга «Мегатранскор». ОАО «Омсквагонзавод» просуществовал два года и оставил после себя только долги в двести миллионов рублей. «Новоявленное детище» вместе с работниками и остатками имущества по решению суда были переданы обратно в ГУП «Омсктрансмаш». 
Неудивительно, что такой организованный сверху хаос в оборонной промышленности практически уничтожил все усилия по продвижению выставки вооружений «ВТТВ-Омск». 

Отправить на выселки
Программа «Сибзавод Центр». Казалось бы, для аграрного региона, коим является Омская область, нет важнее предприятия, производящего технику сельскохозяйственного назначения. Многие так и считали, когда в 2001 году было объявлено о передаче в собственность областной администрации ФГУП «Сибзавод имени Борцов революции». Однако стало очевидно, что 38 гектар в центре Омска заводских площадей намного важнее той техники, в которой так нуждаются сельские труженики. Процесс пошёл… В 2003 году предприятие реорганизуют в открытое акционерное общество «Сибзавод Центр», а в 2005 году в пользу администрации Омской области решен вопрос о переносе производства на окраину города. На освободившейся территории планируется построить общественно-деловой комплекс из двух шестнадцатиэтажных башен близнецов, огромный торговый центр, ледовую арену, кафе и рестораны. 
А что сейчас происходит с «Сибзаводом»? Ведь в 2008 году коллектив предприятия должен был полностью закончить переезд на новое место прописки. Никакой информации по данному поводу в региональной прессе нет, обсуждаются только вопросы застройки теперь уже бывшей территории завода. 

По аэродрому, по аэродрому, лайнер пробежал как по земле
Программа «Омский аэропорт – Фёдоровка». Восьмого декабря 2005 года на заседании архитектурно-градостроительного совета Леонид Константинович заявил: «Седьмого ноября 2008 года мы взлетим с аэропорта Федоровка. Нужно ставить перед собой серьезные задачи». 
При выяснении ситуации стало очевидно, что первоочередной целью является получение в собственность областного правительства имущественного комплекса аэропорта «Омск-Центральный». Во всяком случае, все разговоры о Федоровке сводятся именно к этому. А далее, очевидно, последует приватизация всего комплекса хорошо знакомыми нам частными лицами и последующая застройка всей территории ныне действующего аэропорта. 
История строительства объекта «Фёдоровка» ведётся с 1982 года. Несмотря на все исторические катаклизмы, к 1995 году инфраструктура была готова более чем на 60 процентов. Однако тот год был решающим не только для новых воздушных ворот города. Гораздо больший интерес руководство области проявляло к Омскому нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ), ставшему камнем преткновения для влиятельных московских воротил. Всем известно, что именно в той схватке вышла победителем команда «Березовский-Абрамович-Полежаев». Местные противники создания компании «Сибнефть» погибли при довольно странных обстоятельствах. Зато ближайшие родственники губернатора становятся акционерами и занимают высокие посты на предприятии, а сам Леонид Полежаев принимает участие в жизни «Сибнефти» в качестве члена Совета директоров.
Казалось бы, Омская область, получая огромные налоговые поступления от «Сибирской нефтяной компании», могла бы, не ожидая помощи федерального центра, достроить международный аэропорт «Омск-Федоровка», но случилось обратное: именно в 1995 году финансирование проекта было полностью прекращено. Строительные компании по-прежнему продолжали работы, веря словам губернатора о скором выделении финансирования, однако, так и не получив денег, вынуждены были объявить себя банкротами. В криминальных кругах такой поворот дел называется – «кинуть».
С трудом создаваемая инфраструктура на территории аэропорта начала приходить в запустение, проложенные коммуникации гнили в земле, постройки начали разрушаться и расхищаться предприимчивыми гражданами, а недостроенную взлетную полосу облюбовали омские любители автомобильных гонок. 
Если рассуждать категориями, принятыми в правовом государстве, то сложившаяся ситуация – хороший повод для возбуждения уголовного дела. Многоликий Леонид Константинович на тот момент грозно сотрясал воздух, провозглашая «Фёдоровку» одним из наиболее важных проектов для региона, и тут же разводил руками, сетуя на проблемы с финансированием.
Тем временем аэропорт «Омск-Центральный», занимающий огромную территорию и расположенный в непосредственной близости от центра города, давно привлекает внимание воротил строительного бизнеса. Прибрать к своим рукам хороший участок земли в городе с каждым годом становится все труднее, и «простаивающие» просторы, которые смогли бы стать золотой жилой, не давали спокойно жить персонам, приближенным к Его Высокопревосходительству. Как известно, несколько строительных компаний Омска имеют уникальную возможность получать «зеленый» свет по любому интересующему их проекту.
Руководство действующего аэропорта крайне негативно относилось к инициативам областной власти, уговаривавшей не вкладывать получаемую прибыль в модернизацию уже существующей инфраструктуры, а направить ее на строительство аэропорта «Федоровка» и готовиться к скорому переезду. Все попытки доказать глупость такого предложения успехом не увенчались, хотя в ход шли все аргументы. 
Генеральный директор аэропорта «Омск-Центральный» Сергей Круглов занял жесткую и принципиальную позицию, он говорил что: «Переезд будет осуществлен только после сдачи объекта «Фёдоровка» в эксплуатацию, а пока это не произошло, все имеющиеся в наличии средства будут направлены на повышение качества услуг».
С этого момента стабильно работающее предприятие фактически стало мишенью для атаки со стороны исполнительных органов власти, а также приближенных к ним коммерческих структур. Последовали многочисленные проверки, бесконечные судебные иски, но все напрасно – Сергей Круглов умело отстаивал интересы трудового коллектива и государства, владевшего контрольным пакетом ОАО «Омский аэропорт». Так продолжалось вплоть до 2005 года, и за эти десять лет вполне реально было достроить и ввести в эксплуатацию новый аэропорт, если бы руководство региона действительно поставило перед собой такую цель. 
И вот… Гром среди ясного неба. Шестнадцатого июня 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о передаче акций ОАО «Омский аэропорт» правительству Омской области. Это событие стало жирной точкой в длившейся уже много лет конфликтной ситуации относительно строительства нового аэропорта международного класса «Омск-Фёдоровка» за чертой города.
Для неискушенного читателя такое решение покажется рациональным и обоснованным, нет никаких претензий к аргументам в пользу такого глобального проекта. Есть претензии к вдохновителям, организаторам и непосредственным исполнителям, уже не раз бравшимся за грандиозные проекты. Проекты… которым не суждено было сбыться. Правда, при очередном «фиаско» организаторы этих проектов демонстрировали поразительную забывчивость в отношении своих обещаний и ловкое перекладывание ответственности на плечи «стрелочников».
Как факт, процесс бодания телёнка с дубом завершился тем, что аэропорт «Омск-Центральный» передан под эгиду администрации Омской области, а Сергей Круглов смещён со своего поста.

Осторожно, двери закрываются. Следующая станция…
Программа «Омское метро». Первое июля 2008 года – именно эту дату называл губернатор в 2005 году, когда говорил о сдаче в эксплуатацию проекта под названием «омское метро». Леонид Константинович перед объективами телекамер пообещал прокатить омичей на метро. И «прокатил», только в переносном смысле этого слова. Торжественное открытие метромоста несколькими годами ранее должно было подстегнуть затянувшееся строительство. Мосту был посвящен гимн «Победоносный мост тысячелетия». Устроенное грандиозное театрализованное представление широко освещалось в региональных СМИ. 
В отличие от аэропорта Фёдоровка, работа над этим проектом велась более чем активно, ежегодно в землю зарывались миллиарды рублей, к сожалению, никакого результата не видно. Говорили о том, что необходимо вложить в строительство еще пару миллиардов и тогда в 2010 году мы точно сможем услышать дежурную фразу: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Полежаевская». Пройдена и эта временная веха. Ну и…
Все попытки опередить график, пренебрегая соблюдением правил безопасности, уже привели к просадке грунта и разрыву магистрального водопровода. Более двух тысяч тонн воды и песка хлынули в тоннель метро, похоронив под собой оборудование проходчиков. 
Сейчас все обещания омского губернатора выглядят фарсом, потому что никак не получается достроить метрополитен, дата ввода в эксплуатацию которого уже официально перенесена на 2012 год. Неплохо было бы указать и конкретный день – 21 декабря. Тогда, если верить пророчествам Кэйси и календарю индейцев Майя, точно никто не спросит, почему не уложились и в этот срок.
Как пишет сайт «Время Омское», в Омске готовится к выходу в свет эротический календарь. Идея родилась на омском форуме после того, как в свет вышел подобный календарь студенток факультета журналистики Московского государственного университета (МГУ). Столичные девушки снялись обнаженными для Владимира Путина, выпустив издание ко дню рождения премьер-министра. Сибирский календарь не посвящен омскому политику, хотя призван еще раз поднять важные проблемы города и области. Пока подписи к фотографиям держатся в тайне. Правда, один из слоганов уже известен: «Мои ноги длиннее омского метро». 

Рука руку моет
Программа «Омск без наркотиков». Вот уж воистину, в чистом виде ничем неприкрытая PR-акция. Изъяли несколько мешков марихуаны, сожгли их в присутствии корреспондентов местных телевизионных каналов. Рассказали о том, что губернатор объявил беспощадную войну представителям наркобизнеса. Прокричали и замолчали. А наркотики как распространялись в городе, так и продолжают распространяться. Причём абсолютно все знают, где можно прибрести их у наркоторговцев. Представители правоохранительных органов смотрят на это сквозь пальцы, очевидно потому, что, скорей всего, имеют свой процент с прибыли. 
Но и это не всё. Сын омского начальника управления внутренних дел, Яша Камерцель неоднократно задерживался с большими партиями героина. Подчеркну – неоднократно. Все всё знают, но делают вид, что ничего не произошло. По принципу: «Ничего не вижу, ничего не знаю, ничего никому не скажу». И никаких документов, никаких протоколов об изъятии. Всё «шито–крыто под семью печатями». Всё под покровительством самых высших представителей региональной власти. 
О подобные фактах неоднократно упоминали омские милиционеры в своих обращениях к Владимиру Путину (газета «Омское время» № 33 за 2003 год) и к Борису Грызлову (газета «Омское время» № 38 за 2003 год). Нашли к кому обращаться, наивные люди. 
Выдержав паузу, Виктор Камерцель кинул все силы на развал этого дела. Всё упиралась в конкретный вопрос – «цена вопроса». Документы о задержании сына генерала милиции уничтожились. Сотрудникам, принимавшим участие в операции, приказано забыть об этом деле.
Случись такое в другой стране, например в Турции, высшая мера была бы обеспечена, причем, невзирая на посты, занимаемые ближайшими родственниками. В Омске свои понятия, и законы Российской Федерации распространяются не на всех граждан. 
Что дальше… А дальше Яша Камерцель продолжил продажу белого «зелья» уже с папиной страховкой. Чтобы свести риск ареста к минимуму, и заодно подрезать расправивших крылья конкурентов, на должность начальника УБНОН назначен Валерий Калганов – один из самых преданных подчиненных Виктора Камерцеля. Свою задачу он выполнил успешно, наркоторговцы ходят строем и в полном соответствии с его указаниями. Бизнес Яши Камерцеля процветает и заработанные средства помогли стать ему «добропорядочным» бизнесменом. Недаром сын бывшего начальника УВД Виктора Яковлевича, один из богатейших буржуа Омска, учредивший совместно с гражданином ФРГ Виктором Герингом ООО «С. П. Экспресс». 
Нет необходимости напоминать, что отец этого молодого человека генерал-майор милиции Виктор Яковлевич, двенадцать лет назад обосновался на посту начальника УВД Омской области не без участия своего покровителя Леонида Полежаева, «ярого борца» с наркомафией.  

Нью-Васюки Западно-Сибирского разлива
Неоднократно обещания превратить Омск в «Нью-Васюки» сыпались из уст омского губернатора, как из рога изобилия. У нас на базе производственного объединения «Иртыш» должны были производиться автобусы «Volvo»,  на базе моторостроительного объединения имени Баранова – легковые автомобили «Москвич», на базе производственного объединения «Сибзавод» – трактора «ДТ-75», на базе омского аэрокосмического объединения «Полёт» – самолеты «Ан-3», «Ан-74» и «Ан-70», на базе завода Транспортного машиностроения – грузовые железнодорожные вагоны. Ух, ты!!! Голова кругом идёт от такого обилия программ. 
Помпезные презентации единичных экземпляров продукции, торжественное разрезание ленточек, телевизионные интервью – все это повторялось как настойчивое «дежа-вю», но… ни разу дело так и не дошло до массового производства. Другие проекты, не имеющие отношения к промышленности, но также широко рекламируемые в региональных СМИ, подконтрольных Леониду Полежаеву, масштабны по своей сути, чрезвычайно затратны по средствам и длительны по срокам реализации. 
Неудачи не мешают Леониду Полежаеву фонтанировать новыми идеями. Например, строительство гигантского гидроузла на реке Иртыш, ориентировочная стоимость которого превышает тридцать миллиардов рублей. Не менее масштабным должно было стать создание транспортно-логистического узла, стоимость которого также оценивается в тридцать миллиардов рублей. 
Количество упоминаний о другом, менее масштабном проекте – строительстве отеля «Хилтон», названного представителями СМИ «губернаторской стройкой», снизилось до нуля. В свое время Леонид Полежаев говорил о нем: «Я буду активным участником всех процессов, связанных с проектом, если вы мне доверяете, то мы быстро построим этот многофункциональный комплекс». Поскольку до сих пор никаких сдвигов в строительстве отеля «Хилтон» не произошло, то можно говорить о том, что кредит доверия исчерпан. 
Представители местных средств массовой информации совсем мало уделили внимания истории банкротства ЗАО «Декоративные культуры». Хотя… появление различного рода журналистских материалов в печатных и электронных средствах массовой информации опережало начало строительства элитного жилого комплекса «Старгород». Таким опытом грех не воспользоваться. А когда стало очевидно, что подобные «рейдерские» схемы дают немалый доход, губернатор определил на заклание еще несколько предприятий. 
И все же времена меняются, в последнее время захват предприятия для распродажи не так актуален. Гораздо интереснее получить готовый бизнес и регулярно получать дивиденды, не вкладывая ни копейки. Достаточно только объявить действующих хозяев вне закона, отдать соответствующее указание, а далее всё по отработанной схеме – контролирующие и правоохранительные органы сумеют поставить практически любое предприятие в области на колени. 
Интересный случай произошел весной 2008 года и получил широкий общественный резонанс. Сотрудниками милиции была захвачена ярмарка «Панорама-Центр», входы и выходы заблокированы. Владелец и директор ярмарки Владимир Ширшов в тот момент находился на больничном. Мероприятия проводились в связи с возбуждением уголовного дела на неустановленное лицо. Можно предположить, что эти действия могли быть связаны с тем, что Владимир Ширшов являлся в то время лидером регионального отделения СПС. Но влияние этой партии в регионе минимально, зато ярмарка представляет очень интересный, в экономическом аспекте, объект. Широкая огласка заставила на определённое время свернуть проект передела собственности, но… точка в этой истории еще не поставлена.
Лично я полагаю (и это исключительно моя версия), что в 2008 году Ширшов пошёл на сделку с администрацией и успешно развалил Омское отделение партии СПС, которое он возглавлял последние годы. Я хорошо знаю всю подноготную этой истории, поскольку имею к ней непосредственное отношение. Но это уже другая тема. 
В качестве другого примера можно привести управляющую компанию «Техуглерод», представляющую из себя одно из крупнейших предприятий нефтехимической отрасли в России. Предприятие включает в себя два крупнейших завода по производству технического углерода (Омский и Волгоградский). Раньше компания уже не раз становилась целью рейдерских атак, за которыми стояли представители «команды губернатора». Но если в те годы речь шла о получении отступных, то теперь же высокопоставленные чиновники желают получить часть бизнеса и ради этого готовы идти ва-банк. Все предприятия холдинга пристрастно проверяются правоохранительными структурами, возбуждаются уголовные дела, блокируется любая попытка опубликовать в СМИ информацию по данному поводу. Впрочем, генеральный директор холдинга Валерий Каплунат сдаваться не собирается. Опубликовав свое обращение к власть предержащим, он, по сути, принял вызов. 
Наиболее удачными с точки зрения прибыльности для наживы, конечно, являются такие губернаторские программы, как областной заем у предприятий (всевозможные зачетные схемы с откатами до 30-40 процентов). Облигационный заем, и… конечно же… программа «Газификации сёл Омского Прииртышья». Всё это звенья одной цепи. 
Сколько еще глобальных идей есть у нашего губернатора? На какой проект он решит направить государственные средства, ведь лавры «созидателя» многие годы не дают ему покоя. К сожалению, все попытки организовать новое производство на территории области проваливаются раз за разом. Невозможно только с помощью административного ресурса добиться развития промышленности и мелкого предпринимательского бизнеса, нужна экономически благоприятная среда, то есть свободная конкуренция и отсутствие коррупции. 
По сути, практически ни одна из губернаторских программ не получила должного воплощения. Почему не удалось воплотить в реалии намеченные задумки? Можно, конечно, найти ряд объективных и субъективных причин, только есть одна поговорка, которая наглядно может прокомментировать работу омского губернатора: «Каков поп, таков и приход».